_Title Интервью на актуальную тему
_Author
_Keywords
«Считаю наиболее оптимальной отечественную трехуровневую модель организации СМП»
Корр.: В последнее время много разговоров идет о реорганизации работы «скорой» и, прежде всего, ее среднего звена. Какова Ваша точка зрения?
И.Д. В приказе МЗ РФ № 100 указано о необходимости преобладания фельдшерских бригад с преимущественной их транспортной функцией. Считаю это нерациональным. В нашем городе из всех фельдшерских вызовов в 2002-2003гг транспортировки составляли всего от 3,3 до 8,9%. Помимо этого создания фельдшерских реанимационных бригад свидетельствует, как и о нехватке врачей, так и о высокой квалификации фельдшеров, но требовать от фельдшера врачебных знаний и врачебной ответственности никто не вправе. Функции бригад должны определяться уровнем работающих в них специалистов в рамках единых стандартов терапии неотложных состояний. Например, фельдшерская бригада при остром инфаркте миокарда (ОИМ) не должна проводить тромболитическую терапию, но до приезда спецбригады фельдшер должен выполнить необходимый объем помощи согласно стандарту для своего уровня и обеспечить либо вызов тех, кто этот стандарт довыполнит, либо доставку больного к специалистам. Такая преемственность обеспечит качество помощи, так как ОИМ должен лечиться по одним стандартам в селе и в мегаполисе, это право больного.
Приказ о СМП должен содержать положения о бригадах разного уровня, их составе, задачах и количественном соотношении. Все это должно быть основано на многолетнем опыте работы многоуровневой системы в нашей стране и рассчитано в соответствии с потребностями регионов. Причем без достаточного финансирования и выполнения положений об оснащении, транспортном и лекарственном обеспечении и кадровом составе никакой приказ не будет работать.
На примере нашего города (204200 населения) необходимо: фельдшерских бригад 25%, в составе — 2 фельдшера, один из которых старший в бригаде — наиболее опытный. 75% - врачебные бригады: 25% кардиологические (врач, 2 фельдшера), 15% педиатрические (врач и фельдшер), 35% обшепрофильные врачебные бригады (врач и фельдшер).
Корр.: Как на Ваш взгляд нужно ли разделение на неотложную и скорую помощь?
И.Д.: Ни вызывающий СМП, ни даже опытный диспетчер при приеме вызова в большинстве случаев не могут определить, когда обострение хронического заболевания является угрожаюшим здоровью и жизни. В нашем городе за 2003 г. 87,7% обращений составляют вызовы на квартиры, при расчете «по поводу к вызову» уровень обращаемости составляет 37,02 на 1000 населения (в 2002 году — 29,3), по требуемому уровню помощи (отмечается в карте вызова не на основании повода, а на основании диагноза выездной бригады) - в 27138 случаях (37,7%) больным на вызове не требовалась неотложная помощь, так как состояние их не угрожало жизни, не было вызвано внезапным заболеванием, несчастным случаем, травмами или отравлениями и т.д. Это составило 132,9 на 1000 населения, т.е. в три раза больше, чем при анализе по «поводу к вызову».
Выполнение на догоспитальном этапе СМП несвойственной нагрузки, связанной с оказанием помощи хроническим больным на дому в таком большом объеме затрудняет работу службы, усложняет ее деятельность, отвлекая значительные силы на оказание помощи, которую обязана обеспечить территориальная амбулаторно- поликлиническая служба. При этом большое значение имеет низкая санитарная грамотность населения в вопросах доврачебной помощи и разграничения функций СМП и амбулаторно-поликлинической сети. У населения существует стойкий стереотип, что «скорая» и «неотложка» это синонимы в том числе и по срочности обслуживания вызовов. Следует признать, что меры по передаче неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинической службе (Приказ M3 СССР от 20.05.88 № 404), так и остался невыполненным.
Для возможного решения следует предложить: 1. объединить скорую и неотложную помощь, обеспечив службу достаточными силами и средствами (штаты, транспорт и т.д.); 2. Утвердить стандартные критерии неотложной и скорой помощи; 3. Определять характер вызова не столько диспетчеру по
«поводу», сколько на вызове по диагнозу и состоянию
больного; 4. Вызовы квалифицированные как «неотложные», финансировать из фондов ОМС.
Корр.: Вы коснулись стандартов ведения пациентов, Как Вы считаете они должны различаться в мегаполисе, в городе и в сельской местности ?
И.Д.: Любой больной должен получить весь объем необходимой помощи в зависимости от своего заболевания, а не в зависимости от места жительств. Повторяю, служба СМП должна быть построена так, чтобы и фельдшер сельского пункта СМП и врач специализированной бригады мегаполиса, выполняя один стандарт, были звеньями одной цепи.
Корр.: Как изменить к лучшему действующую систему образования специалистов СМП?
И.Д. : Специальность врача скорой помощи особая специальность, объединяющая в себе терапию, хирургию, педиатрию, эпидемиологию, медицину катастроф и целый ряд дисциплин, не ограниченных рамками только лечебного факультета. Кроме того, работа в экстренном режиме, в условиях чрезвычайных ситуаций, связанная с большим физическим и эмоциональным напряжением предъявляет особые требования к характеру и психологическим особенностям специалистов. Для улучшения качества подготовки специалистов, повышения престижа профессии, улучшения качества экстренной помощи назрела необходимость создания факультета скорой медицинской помощи. Желателен прием на факультет в значительном количестве абитуриентов из числа фельдшеров СМП ведь выбор ими специальности вряд ли будет случаен. При этом базовое фельдшерское образование можно учесть в программах обучения.
Вряд ли при существующем финансировании станций СМП и уровне заработной платы фельдшеров их образование может быть оплачено иначе, чем за счет федерального бюджета. Хотя, учитывая, что в сложившейся социальной обстановке наша специальность приобретает стратегическое значение, данный вариант кажется единственно правильным. Нужна государственная программа подготовки специалистов СМП в строгом соответствии с потребностью регионов.
Что касается повышения квалификации, то наиболее удачным вариантом является возможность проведения очно-заочных циклов обучения, в том числе и сертификационных, широкое использование современных информационных технологий и активное привлечение врачей к научной работе в рамках ННПОСМП.
Корр.: С Вашей точки зрения необходим ли Федеральный научно - практический центр СМП и каковы, если он необходим должны быть его функции?
И.Д.: Центр нужен для того чтобы объединить усилия существующих в стране научных «школ», разработать программу развития службы или откорректировать
принятую в настоящее время, в соответствии с реальными
условиями, разработать стандарты оснащения службы, координировать и контролировать соответствие оснащения СМП стандартам, разработать единые Российские стандарты терапии неотложных состояний, разработать стандарты взаимодействия с другими экстренными службами и работы в условиях чрезвычайных ситуаций, разработать программы обучения специалистов СМП, издавать пособия и руководства по вопросам экстренной помощи, координировать работу по обучению специалистов, координировать научную работу по темам скорой помощи, клинические исследования, внедрение современных технологий на этапах оказания скорой помощи, а особенно — догоспитальном, постоянно обобщать практический опыт работы СМП разных регионов, проводить статистический анализ работы службы, постоянно вести в средствах массовой информации работу по повышению престижа профессии врача СМП и повышению санитарной грамотности населения в вопросах неотложной помощи.
Корр.: Большое спасибо, Ирина Анатольевна, успехов и удачи!
Беседу вел А.В. Наумов