Вы здесь

Как жить не болея, версия из трактата Голубой Берилл «Вайдурья – Онбо» (краткие комментарии)

_Title Как жить не болея, версия из трактата Голубой Берилл «Вайдурья – Онбо» (краткие комментарии)
_Author
_Keywords

Г.Т. Намсараева, В.К. Фролков
Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии
Минздравсоцразвития России


 


Тибетская медицинская система, представленная во многих трактатах является ценнейшим источником информации для современной медицинской науки и практики, в том числе и для нового приоритетного направления - восстановительной медицины, разрабатывающей системные подходы к улучшению здоровья нации. Для развития восстано-вительной медицины используются как новейшие научные данные, так и привлечение и адаптация наиболее рационального опыта медицины разных народов, существующих медико-философских платформ, тех разделов, где изложены теория и практика оздоровления человека и профилактика заболеваний.



 Многие тибетские трактаты – «Чжуд-ши», «Шэлпрэн», «Шэлгон», «Вайдурья-Онбо» и другие примечательны тем, что в них содержится немалый материал по « под-держанию тела и ума в счастливом пребывании в безболезненном состоянии ». В основном, в трактатах развивают два учения:  1- «о поддержании неизменного, неболезненного в его обычном состоянии тела», 2 – «и поддержание его длительной жизнеспособности». В трактате «Вайдурья-Онбо» в первом учении – «поддержании человека в неболезненности» указано, что все болезни и изменения возникают от  дальних и ближайших причин и соответствующих им условий. Излагаются их сущность и взаимосвязь, систематизируются их возможные комбинации, способные вызвать болезнь. Современная интерпретация выглядит следующим образом: дальние причины – это климат, характер труда, условия жизни; ближайшие – питание, эмоции; а условия – это изменение причин по своей природе и мере. Поэтому, «если подлинно придерживаться правильного содержания в сезонах года, труда, условиях жизни, питании и спокойствии, то тело и ум будут счастливо пребывать в безболезненном состоянии».


 Второе учение – «поддержание длительной жизнеспособности» изобилует подробными описаниями различных средств и методов оздорови-тельного характера (поведение и поступки, диета, гимнастика, ванны, прием определенных средств природного происхождения, использование физических факторов). При этом, каждое средство и метод излагаются структурно: «польза, место, опора, методика». «Польза» - означает удлинение жизни, достижение состояния расцвета сил, восстановление хорошей внешности и физических сил. «Место» - подразумевается выбор подходящего места для проведения процедур, которое должно быть чистым, пустынным и радовать человека своим видом. Под «опорой» имеется в виду личность человека, который нуждается в оздоровлении – « как истомленный цветок, припав к воде, способен сохраниться в благоприятный день и при благоприятствующих звездах с большой жаждой восстановления ». «Методика» выбранного средства или метода исполняется с соблюдением всех ее элементов.



Таким образом, можно констатировать наличие в тибетской медицине профилактики (1-е учение) и оздоровления (2-е учение), а также комплексного подхода в осуществлении профилактики и проведении оздоровительных мероприятий. Все  категории по оценке состояния здоровья, причин и условий  снижения его уровня, средств и методоа оздоровления и их применение расположены в строгой иерархии соподчиненности. Данное обстоятельство не противоречит принципам восстановительной медицины, а содержание и описание древних подходов вполне узнаваемы и сопоставимы с современными алгоритмами.



Настоящее время характеризуется активным изучением адаптированной версии тибетской медицины. По сути, это утилитарно-прагматическое направление, где в исследованиях упускаются важнейшие гуманитарно-классические и философские аспекты тибетской медицины, без учета которых как показывает опыт последних лет, ее средства и методы не могут быть признаны полноценными. Поэтому, научные исследования профилактического раздела тибетской медицины должны проводиться комплексно, без демаркации теории и практики, и только в этом случае она может быть с пользой применена в профи-лактических и оздоровительных технологиях восстановительной медицины.