_Title Каковы возможные неблагоприятные последствия неправильного или преждевременного обучения?
_Author
_Keywords
Лукушкина Е.Ф., д.м.н., профессор кафедры факультетской и поликлинической педиатрии Нижегородской государственной медицинской академии;
Власова И.Н., к.м.н. доцент кафедры факультетской и поликлинической педиатрии НГМА;
Шарков С.М., д.м.н., главный научный сотрудник Отделения урологии Научного Центра Здоровья Детей РАМН
Функциональные расстройства кишечника и мочеиспускания при неправильном формировании у детей туалетных навыков могут стать причиной осложнений более серьезных, чем родители порой себе представляют. Самые серьезные осложнения — это недержание мочи и кала, которые могут продолжаться в школьном возрасте и трудно поддаваться лечению.
В научной литературе описана взаимосвязь между принудительным привитием туалетных навыков и хроническими запорами. Период формирования туалетных навыков может послужить поводом для жестокого обращения с детьми. У ребенка могут возникнуть различные поведенческие проблемы, страхи. Вместе с тем этих осложнений удается избежать, используя ориентированный на ребенка подход с учетом его индивидуальных особенностей.
Обстоятельства, которые в данный момент заставляют временно воздержаться от формирования туалетных навыков:
Эти и некоторые другие кризисные ситуации в семье могут помешать формированию нового навыка у малыша. Однако, если эти ситуации произошли в то время, когда процесс обучения был уже достаточно активен, прерывать его не стоит.
Освоение унитаза — последний этап обучения
К трем годам большинство детей уже полностью овладевают самостоятельными гигиеническими навыками, хотя чаще пользуются горшком, чем унитазом. При подготовке к детскому саду или школе ребенок должен научиться пользоваться унитазом — как дома, так и вне его. Первым шагом в этом направлении станет помещение горшка рядом с унитазом, с тем чтобы ребенок привык «ходить в туалет».
Когда ребенок полностью привыкнет к горшку, заведите детское сиденье для унитаза и поставьте перед ним прочный стульчик или скамеечку, чтобы ребенок мог самостоятельно забираться на унитаз и спускаться с него. На этот стульчик малыш может также ставить ножки, когда сидит на унитазе. Как только ребенок добровольно станет пользоваться исключительно унитазом, уберите горшок.