Вы здесь

Каковы возможные неблагоприятные последствия неправильного или преждевременного обучения?

_Title Каковы возможные неблагоприятные последствия неправильного или преждевременного обучения?
_Author
_Keywords

Лукушкина Е.Ф., д.м.н., профессор кафедры факультетской и поликлинической педиатрии Нижегородской государственной медицинской академии;
Власова И.Н., к.м.н. доцент кафедры факультетской и поликлинической педиатрии НГМА;
Шарков С.М., д.м.н., главный научный сотрудник Отделения урологии Научного Центра Здоровья Детей РАМН



Функциональные расстройства кишечника и мочеиспускания при неправильном формировании у детей туалетных навыков могут стать причиной осложнений более серьезных, чем родители порой себе представляют. Самые серьезные осложнения — это недержание мочи и кала, которые могут продолжаться в школьном возрасте и трудно поддаваться лечению.


В научной литературе описана взаимосвязь между принудительным привитием туалетных навыков и хроническими запорами. Период формирования туалетных навыков может послужить поводом для жестокого обращения с детьми. У ребенка могут возникнуть различные поведенческие проблемы, страхи. Вместе с тем этих осложнений удается избежать, используя ориентированный на ребенка подход с учетом его индивидуальных особенностей.

Обстоятельства, которые в данный момент заставляют временно воздержаться от формирования туалетных навыков:



  1. Ребенок недавно перенес какое-либо заболевание.
  2. Семья только что поменяла место жительства или собирается сделать это в ближайшее время.
  3. Мать ждет ребенка или в семье только что появился новорожденный.
  4. В семье кто-то серьезно болен или семья понесла утрату.
  5. Кризис во взаимоотношениях родителей.

Эти и некоторые другие кризисные ситуации в семье могут помешать формированию нового навыка у малыша. Однако, если эти ситуации произошли в то время, когда процесс обучения был уже достаточно активен, прерывать его не стоит.

Освоение унитаза — последний этап обучения



К трем годам большинство детей уже полностью овладевают самостоятельными гигиеническими навыками, хотя чаще пользуются горшком, чем унитазом. При подготовке к детскому саду или школе ребенок должен научиться пользоваться унитазом — как дома, так и вне его. Первым шагом в этом направлении станет помещение горшка рядом с унитазом, с тем чтобы ребенок привык «ходить в туалет».


Когда ребенок полностью привыкнет к горшку, заведите детское сиденье для унитаза и поставьте перед ним прочный стульчик или скамеечку, чтобы ребенок мог самостоятельно забираться на унитаз и спускаться с него. На этот стульчик малыш может также ставить ножки, когда сидит на унитазе. Как только ребенок добровольно станет пользоваться исключительно унитазом, уберите горшок.