_Title Об обидах, утешении и поощрении творческого исследования мира
_Author
_Keywords
Ваш ребенок становится более любопытным, подвижным и предприимчивым, и в такой же степени считается опасным, что он во время своих «экспедиций» набьет себе шишки или получит синяки. Если вы достаточно надежно оборудовали свою квартиру, дайте ребенку больше самостоятельности, пусть он набирается опыта. Естественно, вы должны внимательно приглядывать за грудничком, который постепенно взрослеет, но вы еще долго будете оказывать ему помощь.
Однако не пресекайте естественного стремления ребенка к самостоятельности. Для него очень важно набираться собственного опыта, только таким образом может сформироваться картина мира и проявиться индивидуальность.
Конечно, путь к самосознательной им ответственной личности долгий и подчас болезненный. И во многих ситуациях ребенок нуждается в утешении. Слава Богу, для таких случаев имеется множество чудесных стишков, которые могут отвлечь ребенка, и слезы сразу высохнут.
Стимулируйте ловкость.
Ребенок все лучше овладевает пальцами, совершенствуется в координации движений. Он больше радуется играм, в которых участвуют пальцы, он уже может построить башню из первых ярких кубиков. Интересны вставные головоломки для малышей, простые очертания предметов.
Ребенок складывает соответствующие фигурки – представляющие собой самолеты, домашних животных или фрукты – всовывая детали в соответствующие углубления. Можно также собирать пирамиды.
Хватание.
К началу четвертой четверти года ребенок уже берет маленькие предметы, камешки и хлебные крошки, причем берет их вытянутыми большим и указательным пальцами, как пинцетом. Это уже начало важнейшей координации пальцев. В конце четвертой четверти года ребенок начинает сгибать пальчики, в первую очередь большой и указательный. Он с поразительной точностью выуживает предметы из сосуда и кладет их обратно. Ему удается маленькие предметы вытащить через узкое отверстие.
В четвертой четверти года у ребенка развита удивительно точная координация движений рук. Он может работать двумя руками, два предмета, например кубика, положить друг на друга так, чтобы они соприкасались, или переложить предмет из одной руки в другую (координация рука-рука).
Не бойтесь, что он измажется.
Оставляйте ребенку как можно больше возможностей все потрогать. Особенно он любит возиться в земле и песке. Маленькую песочницу можно оборудовать даже на балконе. Там должен быть насыпан тонкий, хорошо промытый песок, который можно приобрести на строительном рынке. Пусть ребенок играет песочными формочками, стаканчиками из-под йогурта и даже некоторыми кухонными принадлежностями: венчиком для сбивания белка, поварешкой, пластиковыми чашками и баночками различной величины, цветов и форм.
Наибольшее удовольствие доставляет игра с песком и водой, так как мокрый песок гораздо интереснее, чем сухой, из него можно печь пирожки, катать шарики, строить замки и насыпать кучи.
В случае, если песочница находится в саду, постарайтесь как следует закрывать ее: она может оказаться очень привлекательной для соседских кошек.
И хотя вас пугает мысль о том, что ребенок перепачкается в песке с ног до головы, что песок окажется в карманах, чулках и ушах, подумайте, сколько радости принесет вашему малышу эта игра.
Удовольствие от свежего воздуха.
Все дети любят игры на свежем воздухе. Они наслаждаются непосредственным контактом с солнцем и ветром, со снегом и дождем – правильно одетый ребенок может гулять в любую погоду. Он может упасть и снова встать. На улице он может использовать свои новые открытия, поднимать разные вещи и даже собирать их (камешки, листья, каштаны, кусочки коры, еловые шишки, домики улиток).
Примерно в 12 месяцев ребенок может держать в руке одновременно два предмета, это значительное достижение; оно доставляет много радости малышу, потому что сфера его деятельности значительно расширяется.
Ребенку очень нравится намеренно ронять предметы, и он с большим удовольствием бросает их. Так он открывает силу притяжения и обретает дальнейший опыт в освоении пространства. Он активно манипулирует предметами и радуется грохоту, который издает упавший предмет. Так организуется «игра с падением», которая становится социальной, если родители примут в ней участие. Они поднимают предмет, снова передают его ребенку, и игра продолжается. Эта игра отражает такое широкое понятие, как «коммуникация».
Отправляясь гулять, возьмите с собой маленький пакетик, в который можно будет сложить заинтересовавшие малыша находки и принести их домой. Вместе с ребенком вы можете раскрасить камешки, из каштанов и шишек смастерить человечков, а из листьев составить композицию.
Пусть ваш ребенок обретет чувственный опыт общения с природой. Например, поднимитесь с ним на горку в парке и дайте скатиться с нее. Разрешите ему поваляться на газоне, после ливня пошлепать по лужам, поиграть с песком и водой, землей и листвой, травой, камешками и палками.