Общие принципы исследования ребенка. Анамнез. Жалобы.

_Title Общие принципы исследования ребенка. Анамнез. Жалобы.
_Author
_Keywords

Анамнез. Своевременная и правильная диагностика заболеваний пищеварительной системы у детей во многом определяется полнотой и направленностью сбора анамнестических данных.


Необходимо выяснить характер течения беременности у матери, перенесенные ею заболевания в этот период; характер вскармливания ребенка, переносимость им того или иного вида пищи, перенесенные заболевания, наличие очагов хронической инфекции в организме в плане возможного их влияния на развитие заболевания пищеварительной системы. Необходимой составной частью анамнеза жизни является выяснение наличия у родителей ребенка или ближайших родственников заболеваний органов пищеварительной системы.


При сборе анамнеза заболевания следует попытаться уточнить время его начала, остро или постепенно развилось заболевание, какие факторы предшествовали его развитию. Следует обратить внимание на характер питания ребенка, уточнить наличие изменений динамического стереотипа (перемена условий жизни, быта, питания, наличие стрессовых ситуаций в школе или семье); выяснить, не был ли ребенок в контакте с инфекционными больными (инфекционный гепатит, дизентерия и т.д.).


Если ребенок ранее уже лечился по поводу заболеваний пищеварительной системы, необходимо выяснить эффективность применения назначавшихся медикаментозных препаратов. Очень важно получить максимальную информацию о проводившихся ранее исследованиях и лечении, в том числе санаторно-курортном, уточнить, находился ли ребенок на диспансерном учете и проводились ли плановые профилактические мероприятия. Отсутствие таких сведений может привести к дублированию исследований и лечения, что в детском возрасте крайне нежелательно.


Жалобы. Хронические заболевания органов пищеварительной системы у детей характеризуются наличием трех основных синдромов: болевого, диспептического и синдрома хронической неспецифической интоксикации. Однако сочетание отдельных симптомов, степень их выраженности, время возникновения, продолжительность и т.д. при различных заболеваниях пищеварительной системы отличаются определенным своеобразием. Это определяет необходимость тщательного целенаправленного опроса ребенка и его родителей. При этом следует помнить, что опрос не должен быть навязчивым, так как дети очень внушаемы и могут легко согласиться с наличием жалобы, которая у них отсутствует, но на которой упорно настаивает врач. Нужно также иметь в виду, что дети, особенно дошкольного возраста, далеко не всегда могут определить характер таких ощущений, как отрыжка, изжога, и дифференцировать локализацию боли в животе, обычно указывая на область пупка.


Уточняя характер болевого синдрома, необходимо выяснить время возникновения боли, связь ее с приемом пищи, физической нагрузкой или эмоциональным стрессом, преимущественную локализацию, иррадиацию, степень выраженности, сочетание боли с другими неприятными ощущениями, динамику болевых ощущений при перемене положения тела, физической нагрузке, после рвоты, приема пищи или медикаментозных препаратов, возможную связь болевого синдрома с сезоном года.


Болевой синдром обычно сочетается с диспептическим. Необходимо выяснить характер аппетита, отрыжки (пищей, воздухом, горечью, кислым); наличие и время возникновения дисфагии, тошноты, рвоты, изжоги; наличие метеоризма, частоту и характер стула.


Синдром хронической интоксикации неспецифичен и отмечается лишь при органических заболеваниях органов пищеварительной системы. Наиболее частыми жалобами являются общая слабость, повышенная утомляемость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость, головная боль, головокружение, субфебрилитет. Наличие этих жалоб позволяет, как правило, исключить функциональный характер заболевания, а степень выраженности симптомов общей интоксикации обычно соответствует тяжести течения заболевания.


В большинстве случаев при хронических воспалительных заболеваниях пищеварительной системы выражены все три синдрома, что и должно быть выявлено целенаправленным расспросом.


Объективное исследование ребенка, включающее осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию органов брюшной полости, следует проводить с учетом наружной клинической топографии, используя ориентиры, позволяющие определить локализацию органов. Различают костные опознавательные пункты, основные ямки (области), вертикальные и горизонтальные линии на передней, задней и боковых поверхностях тела.