_Title Проблема профессионального отбора в медицине критических состояний
_Author
_Keywords
Набережночелнинский медицинский колледж, Набережночелнинский филиал Казанского государственного университета им .В.И.Ульянова-Ленина, г.Набережные Челны
И.В. Кошкин
Медицина критических состояний (МКС) - это раздел здравоохранения, объектами внимания которого являются больные в критическом состоянии или с угрозой его развития. К МКС относятся реаниматология, анестезиология, неотложная (скорая) помощь, интенсивная терапия. Для всех разделов МКС характерны следующие особенности: экстремальность ситуации; отсутствие психологического контакта с больным; наличие у больного полиорганной недостаточности; техницизм; инвазивность методов диагностики и лечения, феномен двойного удара; ятрогенность, связанная с сутью критического состояния, несовершенством медицины, инвазивностью методов диагностики и лечения; междисциплинарность патологии, дошедшей до критического состояния.
Указанные особенности, несомненно, накладывают отпечаток особых требований к профессиональному портрету сотрудника МКС. К таким требованиям можно отнести: глубокие знания МКС и клинической физиологии; подвижность мышления, молниеносность реакции в принятии решения; хорошая координация движений; эрудированность, любознательность и обучаемость; дисциплинированность и трудолюбие; чувство ответственности; коммуникативность; соматическое и психическое здоровье; устойчивость к психотравмирующим ситуациям.
Таблица 1. Основные причины кризисных ситуаций.
Кризис профессионального самоопределения | Кризис адаптации к социально-профессиональной ситуации | Кризис профессионального роста (23-25 лет) | Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) |
Неудовлетворённость профессиональной подготовкой | Трудности в профессиональной адаптации | Неудовлетворённость возможностями занимаемой должности | Прекращение развития - стабилизация профессиональной ситуации |
Перестройка ведущей деятельности ("испытание свободой") | Освоение новой ведущей профессиональной деятельности | Сравнение своих успехов с успехами бывших сокурсников | Неудовлетворённость собой и своим профессиональным статусом |
Изменение социально-экономических условий жизни | Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности | Потребность в дальнейшем повышении квалификации | |
| | Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей | |
Профессиональный отбор в МКС - система многообразная, многоплановая и долговременная и основывается на следующих принципах: своевременность прохождения; объективизация; престижность и привлекательность; трудоёмкость в освоении специальности.
Соответственно, профотбор предъявляет колоссальный перечень требований к применяемым методикам (унифицированность, приоритетный учёт общих способностей человека и т.д.). Необходимо отметить тот факт, что не существует универсальных тестовых методик, эффективность использования которых была бы одинаково высокой при решении любых задач кадрового менеджмента. Все тестовые методики имеют границы эффективности, в том числе и узкоспециализированные тесты для экспресс-диагностики профсоответствия специалистов в различных областях профессиональной деятельности - "тесты профотбора", что свидетельствует о необходимости применения "батарей" методик. Но даже несмотря на их применение, на различных этапах жизненного пути, часто возникают ситуации кризиса профессионального самоопределения (.табл. 1).
К сожалению, в наше время нет реальных успехов ни в РФ, ни за рубежом в профотборе специалистов в области МКС, причём как на этапе школьной профориентации, так и на этапах получения среднего и высшего профессионального образования. Причём в условиях РФ, это во многом обусловлено негативными тенденциями в сфере социальной защиты работников системы здравоохранения, системе оплаты труда и т.д.
Таким образом, важнейшим механизмом профотбора должны быть нормализация оплаты труда медицинских работников и повышение их социального статуса. До тех пор, профессиональный отбор в МКС может быть реализован только в ходе получения базового медицинского образования в средних и высших образовательных медицинских учреждениях. В дальнейшем, профотбор должны осуществлять специалисты кадрового менеджмента, профессиональные медицинские ассоциации и страховые компании.