_Title Сколько времени занимает процесс обучения самогигиене?
_Author
_Keywords
Лукушкина Е.Ф., д.м.н., профессор кафедры факультетской и поликлинической педиатрии Нижегородской государственной медицинской академии;
Власова И.Н., к.м.н. доцент кафедры факультетской и поликлинической педиатрии НГМА;
Шарков С.М., д.м.н., главный научный сотрудник Отделения урологии Научного Центра Здоровья Детей РАМН
Обычно процесс обучения требует нескольких недель, однако в некоторых случаях он может растянуться на несколько месяцев. Первенцы обучаются пользованием горшком медленнее, чем дети, у которых есть братья и сестры.
Оказывает ли влияние на сроки выработки туалетных навыков у ребенка применение одноразовых подгузников?
Высказывались предположения, что пользование одноразовыми подгузниками удлиняет у ребенка срок потребности в них. Это связывали с тем, что подгузники обеспечивают комфортное ощущение «сухости» кожи, в то время как тканевые пеленки намокают и раздражают кожу малыша, и поэтому ребенок, стремясь к комфорту, быстрее осваивает горшок.
Однако специально проведенные исследования в двух группах детей, при уходе за одной из которых использовались одноразовые подгузники, а за другой — тканевые пеленки, разницу в сроках, когда дети перестали нуждаться в подгузниках или пеленках, не выявили. Это произошло, когда дети достигли примерно 27-месячного возраста. Для точности результатов этого исследования, проводившегося в Японии, использовали так называемый «близнецовый» метод: когда одного ребенка из близнецовой пары растили в тканевых пеленках, другого — в одноразовых подгузниках. И в данном эксперименте было получено подтверждение тому, что время формирования туалетных навыков не зависит от того, какие средства применяются при уходе за детьми раннего возраста — одноразовые подгузники или пеленки.
Некоторые сведения по физиологии
Очень часто родители допускают ошибки в гигиеническом воспитании детей по той причине, что не представляют себе достаточно отчетливо, чем же физиология ребенка отличается от физиологии взрослого. Давайте попробуем разобраться в этом.
У здорового ребенка в первые 12—18 месяцев мочевой пузырь опорожняется часто. У новорожденного на грудном вскармливании мочеиспускание происходит до 12—15 раз в сутки, стул бывает до 6—7 раз. С 15—16 месяцев мочевой пузырь удерживает все большее количество мочи, число мочеиспусканий уменьшается, кишечник начинает опорожняться от одного до трех раз в сутки. В 18-24 месяца ребенок начинает чувствовать позывы к мочеиспусканию и дефекации. Осознанная необходимость опорожнения мочевого пузыря и кишечника способствует выработке умения на некоторое время задерживать желание мочиться и испражняться. Это создает запас времени, в течение которого ребенок может успеть воспользоваться горшком.
Нервы и мышцы, управляющие актами дефекации и мочеиспускания, в достаточной мере развиваются лишь к 18—24 месяцам. Поэтому у детей первого года жизни отсутствует произвольный (осознанный) контроль сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки. Даже если у ребенка сформировался навык ходить на горшок, то он нестойкий. Навык может исчезнуть при различных ситуациях (стресс, введение новых пищевых добавок, нарушение режима высаживания на горшок и т. п.) Кроме того, дети, привыкшие к чистоте, сухости и начавшие обучение туалетным навыкам позже, гораздо быстрее их осваивают.
Возраст и уровень развития
Если в анатомическом и физиологическом развитии большинство детей похожи друг на друга, то психология малышей так же разнообразна, как и психология взрослых. Просто взрослые порой бывают недостаточно внимательны и не замечают особенностей, присущих личности ребенка.
Психологи и физиологи считают, что в 12—18 месяцев ребенок готов к восприятию и закреплению навыков опрятности. В более раннем возрасте большинство детей к этому еще не готово. Однако темпы взросления у детей различные, и главную роль в определении времени начала обучения туалетным навыкам играет не возраст ребенка, а уровень его развития.
А как выглядит процесс обучения туалетным навыкам с точки зрения самого малыша?
В возрасте полутора-двух лет у ребенка появляется ярко выраженное стремление к самостоятельности. У него возникает ощущение, что он может управлять собственным телом и окружающими предметами. Научившись пользоваться горшком, малыш испытывает радость. Она будет тем значительнее, чем больше самостоятельности позволили ребенку вложить в этот процесс. Большое значение имеет поощрение со стороны родителей. Взрослые должны наглядно продемонстрировать ребенку, как они довольны тем, что он освоил столь важную процедуру.
Мальчики, девочки и опрятность
Многие молодые мамы любят поделиться друг с другом впечатлениями от успехов своих малышей. Если Ваша дочь развивается быстрее, чем сын Вашей подруги, или, наоборот, Ваш сын не так скоро усваивает определенные навыки, не делайте поспешных выводов. Помните, что мальчики и девочки растут и развиваются по-разному.
Установлено, что время готовности к выработке гигиенических навыков, скорость их выработки и прочность зависят от пола ребенка. Обычно девочки в более раннем возрасте начинают просыпаться сухими после ночного сна. К пользованию горшком также легче приучить девочек. Объем мочевого пузыря у мальчиков меньше, и высаживать на горшок их нужно чаще. Только после полутора лет интервал между мочеиспусканиями у мальчиков удлиняется до 2 часов.