Вы здесь

Современные взгляды на воспитание навыков пользования туалетом

_Title Современные взгляды на воспитание навыков пользования туалетом
_Author
_Keywords

Лукушкина Е.Ф., д.м.н., профессор кафедры факультетской и поликлинической педиатрии Нижегородской государственной медицинской академии; Власова И.Н., к.м.н. доцент кафедры факультетской и поликлинической педиатрии НГМА;


Шарков С.М., д.м.н., главный научный сотрудник Отделения урологии Научного Центра Здоровья Детей РАМН



Обучение ребенка навыкам пользования туалетом - это не просто требование гигиены. Это - важнейший этап его развития, первые шаги в освоении общечеловеческих этических и эстетических норм.



С течением времени детские врачи и педагоги меняют взгляды на многие проблемы, связанные с воспитанием ребенка. Примером может быть эволюция отношения к грудному вскармливанию, которое в середине XX в. уступило место искусственному вскармливанию, а в последние годы вновь рассматривается как важнейший фактор формирования здоровья ребенка.

Так и в подходах к воспитанию туалетных навыков в начале XX в. преобладала точка зрения, в соответствии с которой рекомендовалось раннее, уже в течение первого года жизни ребенка, обучение туалетным навыкам. При этом основная роль в обучении отводилась родителям, которые должны были научиться улавливать момент мочеиспускания или дефекации. Малышей 6—7 месяцев держали над горшком или тазиком. Вполне естественно, что сам ребенок в этом возрасте активного участия в процессе обучения принимать не мог, а выработанные рефлексы, к огорчению взрослых, оказывались нестойкими и быстро исчезали в стрессовых ситуациях.

Обучение часто было насильственным в отношении ребенка, которого подолгу заставляли сидеть на горшке и наказывали за неудачи. Это вызывало внутреннее сопротивление ребенка, неблагоприятно отражалось на его здоровье и поведении, создавало напряженное отношение между малышом и родителями.

В последние 50 лет был предложен ориентированный на ребенка подход к воспитанию навыков пользования туалетом, при котором основная роль отводится самому малышу.

Малыш рассматривается как активный участник процесса обучения, которому взрослые лишь помогают спокойно и уверенно достичь поставленной перед ним цели.

Принципиальным отличием ориентированного на ребенка подхода к обучению является его более позднее начало — после достижения определенной физической,
физиологической, психологической и эмоциональной зрелости, которая у каждого ребенка достигается в индивидуально установленные сроки. Процесс обучения происходит постепенно, а родители проявляют большое внимание, терпение, тактичность, предоставляя малышу максимум самостоятельности, поощряя положительные результаты и избегая наказаний и порицаний в случае неудач. При таком подходе складываются наиболее благоприятные отношения между родителями и малышом, а результат достигается, как правило, быстрее и оказывается более прочным. Кроме того, создаются оптимальные условия для формирования личности малыша с учетом его индивидуальных особенностей.

Какие же основные вопросы возникают при обучении малыша такому важному делу, как пользование горшком?



  1. В каком возрасте можно и нужно начинать воспитание навыков пользования горшком?
  2. Есть ли разница в сроках и методах воспитания для мальчиков и девочек?
  3. Какова роль родителей и воспитателей (бабушки, няни) в обучении?
  4. Из каких этапов складывается обучение?
  5. Сколько времени занимает процесс обучения?
  6. Оказывает ли влияние применение одноразовых подгузников на сроки выработки туалетных навыков у ребенка? В каком возрасте ребенок перестает нуждаться в подгузниках или пеленках?
  7. Каковы возможные неблагоприятные последствия неправильного воспитания туалетных навыков?
  8. При каких обстоятельствах следует подождать с приучением Вашего малыша к горшку?