_Title Современные взгляды на воспитание навыков пользования туалетом
_Author
_Keywords
Лукушкина Е.Ф., д.м.н., профессор кафедры факультетской и поликлинической педиатрии Нижегородской государственной медицинской академии; Власова И.Н., к.м.н. доцент кафедры факультетской и поликлинической педиатрии НГМА;
Шарков С.М., д.м.н., главный научный сотрудник Отделения урологии Научного Центра Здоровья Детей РАМН
Обучение ребенка навыкам пользования туалетом - это не просто требование гигиены. Это - важнейший этап его развития, первые шаги в освоении общечеловеческих этических и эстетических норм.
С течением времени детские врачи и педагоги меняют взгляды на многие проблемы, связанные с воспитанием ребенка. Примером может быть эволюция отношения к грудному вскармливанию, которое в середине XX в. уступило место искусственному вскармливанию, а в последние годы вновь рассматривается как важнейший фактор формирования здоровья ребенка.
Так и в подходах к воспитанию туалетных навыков в начале XX в. преобладала точка зрения, в соответствии с которой рекомендовалось раннее, уже в течение первого года жизни ребенка, обучение туалетным навыкам. При этом основная роль в обучении отводилась родителям, которые должны были научиться улавливать момент мочеиспускания или дефекации. Малышей 6—7 месяцев держали над горшком или тазиком. Вполне естественно, что сам ребенок в этом возрасте активного участия в процессе обучения принимать не мог, а выработанные рефлексы, к огорчению взрослых, оказывались нестойкими и быстро исчезали в стрессовых ситуациях.
Обучение часто было насильственным в отношении ребенка, которого подолгу заставляли сидеть на горшке и наказывали за неудачи. Это вызывало внутреннее сопротивление ребенка, неблагоприятно отражалось на его здоровье и поведении, создавало напряженное отношение между малышом и родителями.
В последние 50 лет был предложен ориентированный на ребенка подход к воспитанию навыков пользования туалетом, при котором основная роль отводится самому малышу.
Малыш рассматривается как активный участник процесса обучения, которому взрослые лишь помогают спокойно и уверенно достичь поставленной перед ним цели.
Принципиальным отличием ориентированного на ребенка подхода к обучению является его более позднее начало — после достижения определенной физической,
физиологической, психологической и эмоциональной зрелости, которая у каждого ребенка достигается в индивидуально установленные сроки. Процесс обучения происходит постепенно, а родители проявляют большое внимание, терпение, тактичность, предоставляя малышу максимум самостоятельности, поощряя положительные результаты и избегая наказаний и порицаний в случае неудач. При таком подходе складываются наиболее благоприятные отношения между родителями и малышом, а результат достигается, как правило, быстрее и оказывается более прочным. Кроме того, создаются оптимальные условия для формирования личности малыша с учетом его индивидуальных особенностей.
Какие же основные вопросы возникают при обучении малыша такому важному делу, как пользование горшком?