Вы здесь

Амбулаторно-семейной реабилитация детей с нарушениями осанки

Карпов В.Н., Ефимов А.П., Басова Н.Ю., Дмитриев А.П., Князева Л.Ф., Нестерова С.К., Чеботарева Г.Г.

Нижегородский врачебно-физкультурный диспансер,

г. Нижний Новгород

Патология опорно-двигательной системы (ОДС) в последние десятилетия неуклонно нарастает, достигая, по ряду данных, 60-80% и превращаясь в «неинфекционную эпидемию». При несвоевременном лечении ее последствия ведут к ограничению трудоспособности значительного числа населения. Решение этой социальной проблемы невозможно без развития технологий семейной медицины. Нами разработана технология активного выявления и восстановительного лечения ряда массовых заболеваний ОДС, основанная на амбулаторном обучении членов семьи выполнению методов лечения больных в условиях семьи с оснащением семьи необходимой аппаратурой и изделиями медицинского назначения.

В 1998-2004 годах проведен осмотр более 400 000 школьников 1-8 классов. Выявлено, что 75% детей страдают различными видами нарушений ОДС: нарушения осанки, сколиоз 1, 2 и 3-й степеней – 54,1%, плоскостопие – 49,2%, отставание поста одной из нижних конечностей – 14,2%, последствия перинатальной травмы – 9,3%, гипотрофия мышц – 4,2% и пр.

После осмотра дети с выявленными нарушениями направлялись на врачебный прием. Явившимся 20 000 детей с искривлениями позвоночника назначено восстановительное лечение в семье. Проводился диспансерный контроль через каждые 3 месяца. Эффективность лечения прослежена у более чем 30 000 больных в течение 6-18 месяцев.

Тщательный анализ причин прогрессирования сколиоза от 1-й до 3-й степеней показал, что ведущей причиной прогрессирования сколиоза выступает отставание роста одной из нижних конечностей. В связи с прогрессированием неравной длины ног прогрессирует перекос таза в сторону укороченной нижней конечности. Вследствие этого усиливается ассиметрия биостатических факторов поддержания вертикального положения позвоночника, формируется прогрессирующий С-образный сколиоз в сторону укороченной конечности. Позже, вследствие компенсаторных реакций биомеханического гомеостаза организма на фоне мозжечково-стволовой недостаточности, в выше расположенных сегментах туловища формируется вторичная компенсаторная дуга сколиоза с противоположной стороны. Поэтому в более выраженных случаях патологии, возникает S-образный сколиоз с реберным горбом на стороне, противоположной отстающей в росте нижней конечности.

Обнаружено, что причиной отставания роста одной из нижних конечностей у детей более чем в 90% случаев являются перинатальные поражения мозжечково-стволовой системы формирования и поддержания пространственной геометрии опорно-двигательной системы, преобладающие на стороне отстающей конечности. Конкретным механизмом отставания выступают регистрируемые КПАК «Микромоторика» миодистонические, сосудисто-ишемические и нейро-ишемические расстройства в тканях отстающей нижней конечности, ведущие к снижению трофики костей, суставов и мышц отстающей в росте нижней конечности. При этом страдает не только длина костей, но и масса, и сила мышц. У многих детей с отставанием роста одной из нижних конечностей наблюдается отставание одноименной верхней конечности, что свидетельствует о центральных нарушениях тканевой трофики. Как проявление последнего отмечается слабость мышц и связок одноименной стороны туловища, что ускоряет формирование и прогрессирование сколиоза.

Разработанная нами технология амбулаторно-семейной реабилитации детей со сколиозом предусматривает:

1) ранее активное выявление искривлений позвоночника и неравной длины ног с дошкольного возраста путем ежегодных профилактических осмотров детей;

2) назначение индивидуальной программы реабилитации больного ребенка с обязательным диспансерным контролем динамики реабилитации;

3) проведение непрерывной нарастающей по объему и сложности программы реабилитационных мероприятий до получения конечного результата

4) длительное проведение большинства реабилитационных мероприятий (до 80-90%) в условиях семьи с помощью специально обученных для этого членов семьи при активном участии больного ребенка;

5) использование функциональных ортопедических и реабилитационных технических средств многоразового и пользования в ходе амбулаторной и семейной реабилитации.