_Title Компьютерные системы в обучении врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи.
_Author
_Keywords
Аннотация:
На базе кафедры разработана программа дистанционного обучения врачей скорой помощи «Фармакотерапия неотложных состояний». Программа состоит из уроков по неотложным ситуациям, аудио- и видео-материалов, получаемых через интернет. По окончании обучения проводится очный экзамен.
Soft-wear systems in acute medicine education.
Vertkin Arcadij Lvovich (kafedra@cityline.ru)
Department of clinical pharmacology and internal diseases. Moscow State medico-stomatological University, Moscow.
Abstract:
A special program on distance education for ambulance physicians has been created in the department. It is called “pharmaceutical therapy in urgent health-conditions”. The program consists of different materials on urgent situations, audio and video information. All the materials are received through the Internet. Finishing the courses a special examination
is to be held.
Тезисы:
Устаревшие стандарты лечения и трудности диагностики заболеваний на догоспитальном этапе, отдаленность станций СМП в городах РФ от центра явились предпосылками для создания программы по дистанционному обучению на базе кафедры совместно с ННПОСМП. Целью программы явилось дистанционное обучение врачей Скорой помощи на современном уровне диагностики, лечения и тактики ведения на догоспитальном этапе на основании национальных и международных рекомендаций.
Проведя анализ по наиболее актуальным проблемам в неотложной медицине, учитывая условия работы и возможности диагностики на догоспитальном этапе были составлены уроки по острой сердечной недостаточности, инфаркту миокарда, пневмонии, комам, аллергозам и другой неотложной патологии. При подготовке уроков для дистанционного обучения было проведено тестирование врачей по ведению и диагностике неотложных ситуаций в медицинской практике, что позволило выявить уровень подготовки врачей СМП, типичные ошибки на догоспитальном этапе, что в последующем было учтено в составлении уроков. Были изучены международные рекомендации по ведению больных с неотложными состояниями (данные литературы, сети интернет: guidline, кохрейновская бииблиотека), которые адаптировались к условиям скорой помощи. Помимо уроков по неотложным состояниям в медицине, созданы и создаются видеоматериалы с участием больных с острыми заболеваниями, где сам больной с помощью врача рассказывает клинику заболевания, интерпретируются данные диагностики и тактики ведения конкретной неотложной ситуации.
Задачи дистанционного обучения: изучение фармакотерапии неотложных состояний врачами в виде уроков, методических рекомендаций, презентаций, видеофильмов; проведение контроля знаний, полученных при обучении в виде тестирования, решения ситуационных задач, общения с обучающимся посредством видеоконференции, в режиме реального времени посредством интернета, прием очного экзамена; оценка усвоения знаний курсантом; сравнение эффективности приобретения знаний при дистанционной и других формах обучения; проведение экономического анализа затрат на дистанционное обучение и общепринятые формы обучения. Методика дистанционного обучения включает кейс-систему либо интернет-обучение. Кейсовая система состоит из основных уроков в печатном виде, дополнительного материала (аудиолекции, видео-материалы, методические рекомендации), базового учебника (хрестоматийный материал). Интернет-система подразумевает отсылку уроков по фармакотерапии неотложных состояний через интеренет с периодичностью 1 раз в две недели, с последующим тест-контролем, видеоконференцией, общением в чате. По окончании дистанционнного обучения принимается очный экзамен с ситуационными задачами и непосредственным общением с экзаменатором. Обучение проводится в очно-заочной форме, включает в себя 144 учебных часа и 122 часа на самостоятельную работу.
Кафедра формирует занятия по принципу основной урок и приложение. Основной урок является лекцией. В приложение включается хрестоматия по данной теме, видео- и аудиоматериал.Также в состав занятия входит тестовый контроль и ситуационные задачи. Слушатель получает материал в удобной ему форме (в печатном виде, в электронном виде, в виде электронной почты или в сети Интернет). После знакомства с занятием курсант отвечает на вопросы теста, решает ситуационные задачи. Куратор анализирует ответы вместе с курсантом, в удобной для курсанта форме (по телефону, с помощью технологии видеоконференция, с помощью электронной почты, с помощью форумов Интернета, в режиме реального времени в сети Интернет). К данному обсуждению может присоединиться (по желанию) любой курсант, проходящий в это время цикл. В конце цикла в очном режиме или с помощью технологий видеоконференций курсант сдаёт итоговый экзамен.
Самостоятельная работа курсантов.
Изучение всех тем, входящих в программу, предусматривает
самостоятельную работу курсантов и включает:
- изучение, полученного «электронного» урока
- работа в информационной сети Интернет.
- ответы на полученные тестовые задания
- решение полученных клинических ситуационных задач
Виды контроля:
- проверка, присланных ответов на тестовый тематический
контроль и решений тематических ситуационных задач
- собеседование с курсантом в режиме реального времени
- тематические конференции в чате
- проверка итогового контрольного задания
- прием очного экзамена с выездом экзаменатора на места.
Дистанционное обучение врачей Скорой помощи дает возможность получения качественной информации по диагностике, ведению, лечению больных на догоспитальном этапе независимо от места нахождения обучающегося врача, экономит бюджетные средства на выездные циклы, способствует обучению врача СМП работе в интернете, поиском информации. Врач, благодаря дистанционному обучению, имеет свободный график построения занятий, что позволяет без отрыва от производства повышать образовательный уровень.