Вы здесь

Особенности профилактической работы в организованной мужской популяции

_Title Особенности профилактической работы в организованной мужской популяции
_Author
_Keywords

Журтова М.М., Инарокова А.М., Муратова М.М.
Кабардино-Балкарский госуниверситет, г. Нальчик



          В последние годы все чаще встает вопрос о значимости профилактической работы для достижения существенных сдвигов в борьбе с основными сердечно-сосудистыми заболеваниями. На уровне популяции улучшить статистические показатели может только профилактика заболеваний и меры по укреплению здоровья. При проведении этих мероприятий следует учитывать некоторые нюансы, которые особенно актуальны в организованной популяции, в частности, среди водителей автотранспорта.


          Нами был обследован 1191 водитель на различных автопредприятиях города. Повышенные цифры АД были обнаружены у 37,9%, из них АГ - у 17,6%. Из лиц с АГ только 32% знали о наличии у них заболевания и только 11% регулярно наблюдались у врача. По сравнению с неорганизованной популяцией распространенность АГ среди водителей выше (это при том, что при трудоустройстве все они проходят мед. комиссию), а осведомленность о заболевании существенно ниже. Высокую распространенность АГ можно объяснить особенностями профессии – высокий уровень психоэмоционального напряжения, малоподвижный образ жизни и др. Что же касается низкой осведомленности, то здесь отчасти имеет место диссимуляция. Водители, боясь отстранения от вождения, скрывают наличие заболевания.


 Известны случаи приема гипотензивных препаратов накануне осмотра или даже фальсификации медицинской документации. Можно понять озабоченность водителей, т.к. отстранение от вождения означает потерю заработка и невозможность обеспечить семью. Но в результате ситуация выходит из-под контроля: заболевание выпадает из поля зрения врача и не лечится. Только возникновение таких грозных осложнений, как инфаркт миокарда и мозговой инсульт заставляет водителей обратиться за медицинской помощью. Но в этой стадии заболевания они становятся тяжелыми стационарными больными, что делает проблематичным полное восстановление трудоспособности. К тому же неконтролируемая АГ у водителя чревата трагическими последствиями не только для него самого, но и для окружающих – пешеходов, пассажиров, если сердечно-сосудистая катастрофа произойдет прямо за рулем.


 В процессе управления автотранспортом такие случаи относительно редки, но даже один из них может унести десятки жизней. Между тем длительно существующая гипертония и без осложнений снижает профессионально значимые функции водителя (скорость зрительно-моторных реакций), что также ставит под угрозу безопасность дорожного движения. Поэтому представляется особенно актуальным активное выявление и реабилитация среди работающих водителей, прямо на предприятии. При этом особенно важно как бы изменить угол зрения – заниматься не столько лечением, сколько укреплением здоровья. На ранних стадиях это возможно и, более того, необходимо. При таком подходе для водителя врач превращается из «оппозиционера» в «союзника», так как занимается не столько отстранением от работы, сколько предупреждением заболевания, реабилитацией больных для восстановления трудоспособности, улучшения качества жизни и профессионального долголетия, а посредством всего этого – повышением надежности водителя и безопасности его труда.   


         Интересно провести в плане отношения к своему здоровью параллель с безопасностью труда. С преднамеренными нарушениями правил дорожного движения водителями можно бороться, только выявляя те мотивы, ради которых совершаются эти нарушения, и, изыскивая пути усиления, в противовес им, мотивов безопасности, т.к. по законам психологии, мотивация к выгоде оказывается сильнее, чем к безопасности. В принципе нужно стремиться к тому, чтобы нарушать правила стало невыгодным. Этого можно достигать двумя путями: неотвратимостью и строгостью наказаний за нарушения или же за счет системы высоких поощрений за безопасную езду. Второй путь более реален, и, как показывает мировая практика, более действенен. Эту информацию необходимо взять на вооружение врачам.


 Как свидетельствует опыт работы с водителями, угроза неотвратимого осложнения заболевания без должного лечения, оказывается неэффективной. Поэтому нужно использовать положительную стимуляцию, доказывая, что сохранение здоровья выгодно. Распространенность АГ растет с возрастом, и, если отстранять лиц с гипертонией от вождения, то предприятие лишается наиболее опытных сотрудников. А для водителя опыт вождения, приобретаемый с увеличением стажа работы, является значимым в плане безопасности дорожного движения. Поэтому «уберечь» водителей от АГ и ее осложнений – задача не только медицинская, но и социальная, производственная.