_Title Применение цветовоздействия на неосознаваемом уровне в психотерапии
_Author
_Keywords
БЕЗНОСЮК Е.В., КУЧИНОВ А.И., ЮРТОВ О.В.
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Любой поступающий в головной мозг сигнал воздействует как непосредственно через органы чувств на физиологические процессы организма, так и опосредованно - через психологические процессы (установки, отношения, индивидуальный опыт, настроение и т.п.). Воздействуя через органы восприятия можно целенаправленно модифицировать психофизиологические процессы, и целенаправленно изменять и функциональное состояние организма. С психофизиологических позиций, цвет – как совокупность зрительных ощущений, в большинстве случаев возникает в результате воздействия на глаз цветового стимула, но иногда без участия света – при мысленной ассоциации с ощущениями света, тепла и др. – в результате работы воображения. Действие цвета обусловлено, с одной стороны, непосредственным влиянием на организм, а с другой – бессознательными ассоциациями, которые вызывают разные цвета.
Концепция ассоциативного восприятия света предполагает, что ответные реакции на визуальную стимуляцию генетически детерминированы, либо сформировались как условные рефлексы в ответ на экзогенные раздражители определенного цвета, его оттенков. Возбуждающим является свет, ассоциирующийся с цветами, сопровождающими активную деятельность человека: красный, оранжевый, - что приводит к возбуждению, активизации физической и интеллектуальной активности. Зеленый же цвет, как правило, ассоциируется с листвой, обеспечивающей кров, прохладу и чистый воздух, вызывает чувство релаксации, успокоения. Синий вызывает ассоциации с цветом неба ночью, временем сна, что приводит к преобладанию процессов торможения и вызывает выраженную сонливость.
Одним из механизмов действия является то, что цветовое восприятие опосредовано реакциями диэнцефальной области мозга и гипофиза, что оказывает влияние на эмоциональное состояние человека, а также на симпатико-парасимпатические характеристики его вегетативного тонуса. Анализ результатов ЭЭГ, полученных после цветовой фотостимуляции выявляет дифференциацию в воздействии различных цветов на ЭЭГ-активность: стимуляция синим и зеленым цветом вызывает увеличение спектральной мощности альфа-ритма, а стимуляция красным цветом, наоборот, уменьшение спектральной мощности альфа-ритма.
В настоящее время воздействие цветом применяется в медицинской практике во многих вариантах. Мы, например, - использовали концентрацию внимания пациента на образных воспоминаниях и представлениях о световых лучах, потоках, объемах, либо посредством медитации на обозначающих цвет словах, фразах и символах. Образное представление, в такт дыханию, прямо перед собой или на некотором расстоянии вокруг, воздуха какого-либо цвета, когда с каждым вдохом происходит «втягивание» в себя такого «окрашенного облака». Возможно воображаемое «вхождение» такой «цветной воздушной струи» в больное место с последующим «выходом» из него. Пациенту предлагался текст, примерно следующего содержания: “Представьте себе, с закрытыми глазами, наиболее приятный или назначенный Вам цвет в виде любой фигуры, символа, слова или какого ни будь пейзажа, обязательно имеющего для Вас эмоционально-положительный смысл. Это может быть кристалл, цветок, солнце, место, где Вы отдыхали летом”.
В последующем нами был разработан метод (Патент РФ на изобретение №2162348 от 21.01.2001 г) с использованием компьютерной программы, сущность которого заключается в одновременном воздействии на зрительную и слуховую системы человека на осознаваемом и бессознательном уровнях, с целью оптимизации психофизиологического состояния. Метод включает в себя три группы факторов (механизмов) воздействия на зрительную систему, а через нее на головной мозг и всю ЦНС: цветовоздействие, ритмовоздействие, неосознаваемое визуальное и дополнительное акустическое (аудиальное) воздействие.
На экране монитора компьютера высвечивается комплексное изображение:
1. видимое фоновое цветовое изображение, целью которого является рассеивания внимания по периферии и релаксирующее воздействие. Оно специально рассчитанно по спектральному составу, продолжительности, частоте, сменяемости и ритмичности, и представляет из себя концентрически сформированную цветовую гамму, плавно изменяющуюся, постоянно перетекающую из одной области спектра в другую, что способствует быстрому снятию утомления зрительного анализатора, усилению эффекта рассеивания внимания, возникновению релаксирующего эффекта.
2. видимое графическое изображение, фиксирующее внимание в центре экрана. В качестве фиксирующего изображения в программе использован либо образ вращающегося трехмерного тела, и оказывающего релаксирующее воздействие, либо применяются постоянно сменяющие одна другую фоновые кадры, проецируемые на экран с продолжительностью, незначительно превышающей порог восприятия. Последний вариант обладает эффектом активации. Тематический репертуар кадров может постоянно меняется и составляться индивидуально в соответствии с поставленными целями. Библиотека фоновых кадров может настраиваться и дополняться под типологические и индивидуальные психологические характеристики конкретного человека, что увеличивает психокоррекционные возможности программы. Это обеспечивает графическую и семантическую вариабельность, а следовательно, исключает эффект пресыщения, вызывает активацию и оптимизацию процессов восприятия и переработки информации, актуализацию в памяти эталонных релаксирующих зрительных образов, что приводит к гармонизации психических функций.
3. невидимое изображение - предъявление графических объектов на подпороговом (субсенсорном), а соответственно, неосознаваемом уровне восприятия по принципу «25-го кинокадра» с частотой 10 +/- 2 Гц (т.е. с частотой a - ритма биопотенциалов головного мозга), и с временем экспозиции 22 - 25 Гц. Визуальное воздействие на неосознаваемый уровень также несет в себе психокоррекционную информацию - цветовую, графическую и семантическую (видовые изображения, фотографии, произведения искусства, орнаменты, изображения животных, национальные и культовые символы). Неосознаваемое зрительное изображение реализовано в программе таким образом, что в области проекции вращающегося трехмерного изображения, или в области проекции фонового кадра, (т.е. в зоне изображений, фиксирующих внимание), возникают кадры со значимой информацией, выводимой на экран на бессознательном уровне восприятия. Библиотека подпороговых кадров может дополняться под индивидуальные психологические и личностные характеристики пациента и содержать индивидуально-ориентированную информацию (изображение значимых для конкретного человека предметов, фотографий родных, друзей и т.п.).
Апробация программно-аппаратных средства на пациентах с пограничными психическими и психосоматическими расстройствами показывает его достаточную эффективность. Практически у всех, непосредственно после 12 - 15 минутного сеанса визуального воздействия отмечалось достоверное снижение тревожности, по физиологическим и психологическим показателям, и улучшение показателей «самочувствия», «активности», и «настроения» (по методике «САН»), причем последствия данного эффекта продолжался на протяжении 2 - 4 часов. При курсовом ежедневном воздействии (12 сеансов) у пациентов отмечались снижение тревоги, седативный, антидепрессивный, снотворный, эффекты, а также уменьшение психосоматической симптоматики.
Применение сочетания цветовоздействия и ритмовоздействия, осознаваемой и неосознаваемой визуальной информации, позволяет эффективно корректировать и оптимизировать психофизиологическое состояние пациента, путём влияния в различных режимах, в т. ч. - с применением неосознаваемого аудиального воздействия и БОС (биообратной связи).