Вы здесь

Что такое аутизм?

Раньше аутизм считался только психиатрической или психологической проблемой, его даже путали достаточно долго с шизофренией. Потом во всем обвиняли родителей, мало уделявших внимания ребенку. Да и сейчас есть психотерапевты, пытающиеся убедить мам в их вине.

Согласно последним исследованиям это заболевание все чаще относят к разряду заболеваний из-за проблем в окружающей среде (environment). Под окружающей средой понимается еда, лекарства, воздух, вода, поступление в организм нужных питательных микроэлементов, содержание токсинов в окружающем пространстве, в общем, все что окружает нас может нести в себе потенциальную опасность для человека и служить источником проблем.

Да, конечно, такая реакция как аутизм возникает не у всех, кто-то еще может противостоять вредному влиянию извне, а кто-то уже нет. Аутисты просто намного более чувствительны. Они как первые ласточки давно предсказанной нам катастрофы. Люди сейчас живут не в ладу с окружающим миром, забыв, что они его часть. Что вредно для других представителей Земли, то вредно и для нас. Поэтому сейчас мы медленно убиваем не только окружающий мир, но и себя, а страдают больше всего от этого наши дети.

На самом деле аутизм это не болезнь, это симптоматика, которую для краткости назвали одним словом, дают ее многие проблемы. Природа этого явления по сей день до конца не изучена, как с ним бороться тоже никто толком не знает. Аутизмом сейчас называют все, чему не нашлось объяснения. Ребенку проверяют все но ничего не находят, а проблема есть и у этой проблемы есть вполне четкая симптоматика.

Не смотрите на ранние симптомы как на нечто безобидное, последствия могут быть очень и очень серьезные. О ранней симптоматике много говорят сейчас потому, что чем раньше проблема выявлена, тем больше шансов ее преодолеть. Уже начинают говорить и о том, что можно не допустить развития аутизма выявив своевременно такого ребенка и дав ему нужную терапию заранее. Сравнить возникшую сейчас ситуацию можно с опасностью игры ребенка возле обрыва. Тот же ребенок 20 лет назад просто находился дальше от него и нужна была фантастически стрессовая ситуация, которая могла вогнать его в состояние сегодняшнего аутиста. Сегодня эти дети играют на самом краю пропасти, можно отвести ребенка от нее или не допустить падения другими способами. Если же ребенок в нее все-таки падает, приходится приложить массу усилий чтобы остановить его падение. Ведь при этом происходят обратимые или необратимые процессы в мозге и дети теряют уже наработанные навыки. А потом начинается очень медленный процесс возвращение на прежние позиции. На это уходят годы и успех никому не гарантируется...

Откуда взялась эта проблема?

Впервые о ней заговорили всего 60 лет назад, но тогда это было крайне редкое заболевание. Сейчас вместо нескольких детей на 10000 аутизмом страдает в среднем 1 на 200 детей, а в некоторых странах статистика еще хуже - в Англии это 1 на 80. Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией.

Множество исследований сейчас ведется по всему миру по вопросу аутизма. Центр этих исследований в Autism Research Institute. Этот институт занимается проблемой аутизма более 40 лет. Ежегодно там проводятся конференции среди ученых и врачей всего мира для обсуждения последних исследований в этой области. На одной из них и был подписан протокол "Остановим аутизм сейчас!" “Defeat Autism Now!”. Врачи, подписавшие его, обязались применять все известные на сегодняшний день методы лечения аутизма, не дожидаясь момента полного окончания исследований. Ведь среди этих методов нет медикаментозных, повредить они все равно не могут, но могут очень помочь улучшить состояние ребенка. Это крайне важно - такие дети не могут ждать, потерянное время только усугубляет проблему и делает ее необратимой. 

Еще 10 лет назад аутизм считался неизлечимым заболеванием, сейчас же «истории успеха» уже появляются время от времени. Но до сих пор это каждая такая победа сенсация. И каждый раз эта победа далась очень и очень нелегко. Среди таких историй нет воспоминаний типа «мы ничего не делали, и все само прошло». Чем больше усилий прикладывается родителями и специалистами, чем раньше проблема замечена, тем лучше результат. Об этом говорят все исследователи.

Симптомы аутизма

Признаки аутизма меняются с возрастом и самые первые из них выглядят очень безобидно. Это все иногда вводит родителей в заблуждение "и у нас это было с первым ребенком и прошло". Да, ребенок может балансировать на грани достаточно долго пока последняя капля не упадет в чашу и не произойдет то, что заставит родителей открыть глаза на реальность. Сейчас это происходит очень часто, намного чаще чем даже 5 лет назад. Регресс с потерей навыков - это страшная проблема, ее легче не допустить чем потом с ней справиться.

Ниже приведено несколько попыток систематизировать их. Хотя бы часть этих признаков у вашего ребенка говорит о том, что проблема у него есть и нужно обратиться к специалистам.

Идентификация аутизма

Первые признаки аутизма обычно замечают родители, семейный врач или воспитатели в садике. Возраст, в котором это происходит, зависит от многих факторов, включая осведомленность родителей и профессионализм врачей и учителей. Родители обычно замечают что что-то не так между 18 месяцами и 2 годами.

Наиболее частый симптом отставание в речевом развитии. Часто врачи при этом говорят, что это бывает и надо просто подождать, что мальчики говорят обычно позже чем девочки (90% аутистов мальчики). В результате дети диагностируются в 5-6 лет, в то время, когда они должны уже идти в школу. При этом теряется возможность обучения ребенка в те годы, когда он наиболее обучаем – мозг ребенка заканчивается формироваться к 6 годам. По статистике дети, которые начали получать IBI терапию с 2-3 лет полностью восстанавливаются уже к 6 годам в 50% случаев, состояние остальных значительно улучшается. Если же терапия начата позже, этот процент много ниже.

Вот вопросы, ответив на которые вы можете обнаружить проблему на самой ранней стадии

  • Хочет ли ваш ребенок общаться с окружающими?
  • Интересуется ли ребенок играми или общением со знакомыми взрослыми и сверстниками?
  • Хочет ли ребенок разделять окружающее его пространство с другими?
  • Откликается ли ребенок когда вы его зовете?
  • Как относится ребенок к смене занятия? Склонен ли он к повторяющимся движением?
  • Как ребенок играет с игрушками, так как ими принято играть или использует свой, необычный подход к игре? Насколько легко ребенок выходит из себя?
  • Приходится ли вам все время идти на поводу у ребенка чтобы удовлетворить его потребность в игре или же ребенок с интересом следует за вами?

По материалам

Более подробная информация на