Вы здесь

Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе

_Title Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе
_Author
_Keywords

Гулин А.В., Засядько К.И., Ияд С А Хамад.
Липецкий государственный педагогический университет.



Социально-политические изменения и длительный экономический кризис в России повлекли за собой развитие психической дезадаптации у значительной части населения страны и ухудшение как общественного психического, так и общесоматического здоровья молодёжи, в том числе студенческой. (Агаджанян Н.А.,1998; Фоменко Л. А., 2002).В этих условиях представляется актуальным исследование психологических, психофизиологических, и медико-биологических показателей здоровья студентов, обучающихся в высшем  учебном заведении, на основании которых можно было прогнозировать риск развития у них дезадаптационных психосоматических расстройств и разработать  адекватные меры по их коррекции и реабилитации.



Целью исследования явилось изучение физиологических, психофизиологических, биохимических и психологических показателей функционального состояния организма     студентов  высшего  учебного  заведения   в   процессе  обучения  и разработка критериев риска развития у них дезадаптационных расстройств.
Обследовано 150 студентов всех пяти курсов, обучающиеся на факультете педагогики и психологии ЛГПУ, в процессе прохождения испытуемыми обучения в четном семестре соответствующего курса, вне периода стрессогенного воздействия экзаменационной сессии. В случайном порядке от¬бирались группы по 25-30 человек, сопоставимые по половым и возрастным признакам.
Установлено, что показатели психофизиологического, медико-биологического и психологического статуса студентов первого и второго курсов в высшем  учебном заведении в среднем на 8- 12% хуже аналогичных показателей студентов третьего и четвертого курсов. Эти данные свидетельствуют о том, что в современных социально-экономических условиях стадия формирования адаптации, как ответной реакции на новые для студента условия обучения и учебной нагрузки, не ограничивается первым курсом обучения, затрагивает и второй. 



В  процессе обучения, к 3-4 курсу, у подавляющего большинства студентов  развивается  долговременная адаптация, которая  характеризуется сдвигами психофизиологических показателей в сторону их оптимизации. Так, более чем в два раза снижается число студентов с гипертензивным статусом (с18- 37% до 3- 12%); на 10- 12% улучшаются показатели самочувствия, настроения; на 6-8%  снижается уровень тревожности; нормальных величин (14- 16 усл. ед.) достигает показатель адренореценции  клеточных мембран (Длусская И.Г.,. и др., 2002).



Данные, полученные в исследованиях, свидетельствуют о том, что на пятом курсе вновь отмечаются выраженные   изменения в уровне адаптации студентов. Происходит снижение эффективности приспособительных реакций сердечной деятельности; наиболее высоких значений достигают показатели  гемодинамики -  25% обследованных пятикурсников, т.е. каждый четвертый студент, имеют гипертонический статус; значимо, почти в полтора раза,  возрастают показатели адренореактивности мембран эритроцитов.  Возрастает доля лиц с проявлением психофизиологической дезадаптации: на 10- 14%снижается самочувствие и настроение, на 19- 22%возросли показатели тревожности, 35-38% фрустрации, 16%- ригидности; Эти изменения могут рассматриваться как неблагоприятный прогностический критерий риска развития заболеваний, в патогенезе которых ведущая роль отводится активности симпато- адреналовой системе.



Таким образом, выявлена определенная периодичность динамики формирования общей адаптации студентов в процессе усвоения учебной нагрузки, которая характеризуется двумя «критическими периодами» - не только начальным, но и конечным, связанным с завершением обучения в вузе.
Предложенный  комплекс показателей  психологического, психофизиологического и медико-биологического обследования позволяет на основании анализа выявленных в исследованиях корреляционных взаимосвязей между этими данными как оценивать уровень адаптации и  риск развития пограничных психофизиологических и связанных с ними соматических расстройств у студентов при   обучении в высшем учебном заведении с целью выявления лиц, требующих медико-психологического сопровождения, так и своевременно проводить активную профилактику неблагоприятных последствий социо-эмоционального напряжения студентов с индивидуальным медико-педагогическим подходом к каждому.