Т.Б.Ненашева, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе МУЗ «Детская поликлиника №1» г. Архангельска
Медицинская помощь населению на современном этапе подразделена на три направления: профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная. Несмотря на успехи лечебно-диагностической помощи, роль реабилитационного направления в последние годы становится все более значимой. Роль реабилитации в настоящее время настолько велика, что о культуре государства, о качестве медицинской помощи можно судить по уровню развития в нем реабилитационной помощи.
Медицинская реабилитация – система мероприятий, направленная на выздоровление больного, компенсацию и восстановление нарушенных функций органов и систем больного, профилактику рецидивов заболевания, его осложнений, развитие навыков самообслуживания и трудовой деятельности.
Современные принципы реабилитации
Своевременность – раннее начало и непрерывное проведение реабилитационных мероприятий в зависимости от динамики клинико-функционального состояния и социальных возможностей больного.
Непрерывность – осуществление реабилитационного процесса во всех звеньях.
Комплексность – обеспечение медицинского, профилактического, социального аспектов на всех этапах реабилитационного процесса.
Преемственность – наличие четкой системы взаимодействия (в том числе информационного) между всеми элементами системы реабилитации.
Партнерство – взаимодействие врача и родителей больного ребенка, самого ребенка, обеспечивающее максимальную степень реинтеграции больного в общество, достижение человеком с ограниченными возможностями оптимального качества жизни и относительно независимой жизнедеятельности.
Я работаю в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе с февраля 2004 года, 13 лет была членом КЭК. Когда я приступила к новым обязанностям у меня возникли следующие вопросы:
К сожалению, на сегодняшний день в медицине нет единых критериев оценки реабилитационных мероприятий, особенной у детей.
Оформление направления в БМСЭ для ребенка до 16 лет осуществляется по форме 080-у-97. Для детей старше 16 лет по форме 088-у-97. Очень важно правильное заполнение этих форм.
На качество реабилитационных мероприятий влияет:
1) Правильно определенный и четко сформулированный клинико-функциональный диагноз по МКБ-10 с указанием шифра, который включает следующие разделы:
- Клиническая форма основного и сопутствующего заболевания;
- Осложнения – те осложнения которые привели в инвалидности или усугубляют состояние.
- Сопутствующее заболевание – указываются те заболевания, которые утяжеляют состояние ребенка.
- Стадия патологического процесса;
- Течение заболевания;
- Характер и степень нарушения функции.
2) Определение основного нарушения функции, приводящее к ограничению жизнедеятельности.
- Нарушение психической функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля, сознание).
- Нарушение сенсорной функции (зрение, слух, обоняние, осязание).
- Нарушение стато-динамической функции.
- Нарушение функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
3) Определение категорий и степени ограничения жизнедеятельности:
- самообслуживание
- передвижение
- ограничение игровой деятельности
- ограничение способности к обучению
4) Определение реабилитационного потенциала (РП):
- это ПЕРСПЕКТИВА реабилитации
- это максимальные ВОЗМОЖНОСТИ для восстановления здоровья и дееспособности заболевшего ребенка.
- РП отражает резервы и реальные возможности для возврата к учебе (труду) любой формы – без ограничения, с частичным ограничением, или с использованием специально или индивидуально созданных условий.
Реабилитационный потенциал оценивается как:
- высокий
- средний (удовлетворительный)
- низкий
- отсутствует
5) Реабилитационный прогноз
- Возможно выздоровление (ограничение жизнедеятельности (ОЖД) уменьшается, ожидается выздоровление)
- Возможно улучшение (ОЖД есть, но оно уменьшается)
- Стабильное состояние (ОЖД - устойчивое состояние и нет перспектив на изменение)
- Неблагополучный (нарастающее ОЖД, несмотря на принятые меры)
- Неопределенный (динамику ОЖД не определяют)
На качество реабилитации влияет:
6) Исходя из прогноза строятся реабилитационные мероприятия (РМ):
ф. 080у-97 (2 экземпляра)
ф. 088у-97 (2 экземпляра)
1 – БМСЭ
2 – в ф. 112
Направление в БМСЭ.
В направлении в БМСЭ – отражаются рекомендации по медицинской реабилитации, которые со-ставляются участковым врачом или врачом-специалистом (они будут в основе ИПР).
ИПР – 3 экземпляра (в дело в БМСЭ, на руки родителям, в соц. службу)
Содержат 3 раздела:
1. Медицинская реабилитация (МР)
2. Социальная реабилитация (СоцР)
3. Трудовая реабилитация
ИПР – это заключительный этап медико-социальной экспертизы.
За выполнение программы МР отвечает то лечебное учреждение, где наблюдается ребенок инвалид.
Что в ней должно быть?
Должны быть указаны - отметка о невыполнении МР в установленный срок и причины невыполнения – делается ЛПУ. Ответственность несет ЛПУ в лице председателя КЭК (зам. главного врача по лечебной работе или КЭР), где МР должна быть реализована.
Обязательно должен осуществляться мониторинг реабилитации:
- это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья больных детей в процессе реабилитации для коррекции РМ.
Участковый педиатр вместе со специалистами должен оценить критерии жизнедеятельности и следить за проводимой реабилитацией, ее эффективностью.
Опрос родителей и отметка в ф.112 о выполнении МР. Если это физиолечение, лечение в ОВЛ, все фиксируется в ф.112 с записью осмотров специалистов по реабилитации (врач ЛФК, ИРТ, мануальный терапевт, физиотерапевт).
Педиатр осуществляет контроль за питанием ребенка, ФР, НПР ребенка. Проводится ликвидация фоновых заболеваний, санация очагов хронической инфекции, диагностика и лечение присоединившихся острых заболеваний.
В какие сроки должна оцениваться эффективность реабилитации и кем?
Чем тяжелее нарушение жизнедеятельности, тем длительнее реабилитационные мероприятия – годы! Но т.к. пересмотр инвалидности осуществляется через 1 год, максимум 2 года (редкие случаи), то в течение года обязательна оценка РМ.
Кем?
Для оценки клинико-экспертной работы в ЛПУ введена с 1 июня 2002 года новая учетная форма 035-у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы в ЛПУ», в котором предусмотрено проведение экспертизы качества не только лечебно-диагностического, профилактического, но и реабилитационного процесса.
Должны быть стандарты медицинской помощи и стандарты реабилитации по различным видам патологии у детей. В методических рекомендациях №2002/140 от 20.12.2002 г. «Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности ЛПУ» предложены следующие критерии оценки выполненных медицинских технологий:
- Результативность
- Адекватность
- Своевременность
- Обоснованность в медицинских документах
- Соответствие необходимого объема
- Преемственность
- Назначение консультаций
Дефекты оцениваются по алгоритмам технологий:
- обследование
- диагностика
- лечение
- контроль лечения
- реабилитация
Следует уделить особое внимание наблюдению детей со значительными нарушениями функций и ограничением жизнедеятельности как наиболее трудному для реабилитации и социоадаптации контингенту.
Для них:
- осмотры педиатра на дому
- осмотры специалистов на дому
- забор анализов на дому
- рассмотреть применение методов МР для этих детей на дому (массаж на дому, физиопроцедуры на дому, ИРТ)
- лекарственное обеспечение по необходимости.
Большую работу с этой группой детей будут проводить работники социальной службы.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий предлагается следующая:
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий больных детей с ограниченными возможностями |
||
Показатель |
Экспертная оценка |
Кол-во баллов |
1.Восстановление функции |
Нет улучшений |
4 |
Небольшое улучшение |
3 |
|
Значительное улучшение |
2 |
|
Улучшение |
1 |
|
Выздоровление |
0 |
|
2.Ограничение жизнедеятельности: - ограничение способности к общению - ограничение способности к обучению - ограничение способности к активной игровой деятельности - ограничение способности к передвижению |
Отсутствует |
4 |
Минимальное |
3 |
|
Умеренное |
2 |
|
Значительное |
1 |
|
Потребность в постороннем уходе |
0 |
Оценка активности родителей как участников реабилитационного процесса |
||
1. Школа для родителей |
знает, умеет, применяет |
4 |
знает, не умеет, частично применяет |
3 |
|
знает, не применяет |
2 |
|
не знает |
1 |
|
не обучался |
0 |
|
2. Продолжение МР в дом. условиях |
продолжает |
4 |
продолжает не систематично |
3 |
|
частично |
2 |
|
изредка |
1 |
|
не продолжает |
0 |
Задачи:
Доклад на областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области 9 апреля 2004 года.