Вы здесь

Опыт работы МУЗ ССМП г.Ессентуки при взрыве на железной дороге

_Title Опыт работы МУЗ ССМП г.Ессентуки при взрыве на железной дороге
_Author
_Keywords

Зам. главного врача по мед.части Г.Г.Шугурова

     Большое количество террористических актов различного масштаба на Северном Кавказе, преимущественно в городах Кавминвод, в Москве, Волгодонске, Владикавказе, Каспийске и др. городах России, чрезвычайные происшествия, природного и техногенного происхождения заставляют службы здравоохранения, в частности СМП, быть постоянно готовыми к оказанию помощи в чрезвычайной ситуации. В числе13 терактов на Северном Кавказе 9 были произведены в городах Кавминвод (КМВ), в том числе 4 в городе Ессентуки, 3 - в Пятигорске, 1 – в Минеральных Водах, 1 – на железной дороге по пути из г.Кисловодска (между станцией Подкумок и Белый Уголь).

     В общей сложности эти теракты унесли жизни десятков человек, многие пострадавшие остались инвалидами, города понесли значительные экономические издержки, как прямые, так и косвенные, влияющие на приток отдыхающих на курорты. К этим жертвам присоединились и погибшие в г. Ессентуки во время наводнения (погибло 13 человек), сотни остались без жилья и имущества. Последний теракт на железной дороге в г. Ессентуки по количеству пострадавших был самый бесчеловечный из всех терактов на КМВ.

     Всего пострадало 254 человека, из них 92 ребенка. Погибло 47 человек, из них 8 детей. Одномоментно в очаге взрыва требовалось оказать медицинскую помощь 163 пострадавшим. После происшествия в день взрыва за медицинской помощью дополнительно обратились вне очага происшествия еще 57 человек, из них 23 были госпитализированы. Всего медицинская помощь была оказана 220 пострадавшим (исключая 34 погибших на месте взрыва). Сложность ситуации заключалась в том, что перераспределить из 186 госпитализированных по другим ЛПУ КМВ в день взрыва оказалось возможным только 79 человек, в основном легкораненых, 106 человек с тяжелыми сочетанными травмами были нетранспортабельны.

      Имеющихся сил и средств – 7 санитарных машин СМП г.Ессентуки было недостаточно и к осуществлению медицинской помощи дополнительно привлекли силы и средства в очаге взрыва; налажена преемственность между ЛПУ МУЗ ЦГБ г.Ессентуки и ЛПУ КМВ. В день взрыва по поводу теракта СМП города было обслужено 47 пострадавших, в том числе больных с ЧМТ – 13 случаев, сочетанной травмой – 11, переломами конечностей – 3, легкораненых – 6, ситуационными неврозами и психозами – 10, осуществлены перевозки между ЛПУ – 4 больных. В последующие дни было выполнено: 16 транспортов пострадавших с медицинским сопровождением между ЛПУ городов КМВ, организовано дежурство в морге при опознавании и выдаче трупов – всего задействовано было 5 бригад, что оказало большую психологическую нагрузку на персонал СМП. В очаге взрыва было организовано оказание помощи с последующей транспортировкой попутным транспортом (маршрутные такси и транспорт санаториев города) силами выездных бригад СМП и городской поликлиники (оказавшейся рядом с очагом ЧС). Бригады СМП и работники поликлиники перед транспортировкой попутным транспортом выполняли обезболивающие инъекции, перевязки.

     Данная работа в ЧС количественному учету не подлежит, но очень важна. Силами СМП были вывезены самые тяжелые больные, находящиеся в коме, требующие интенсивной терапии: капельное введение растворов, ингаляции кислорода, меры по нормализации дыхательной и сердечной деятельности.

     Анализируя структуру пораженных при теракте на железной дороге в городе Ессентуки можно сказать, что, в основном это была тяжелая минно-взрывная травма с большим количеством сочетанных травм, в том числе ЧМТ, нередко открытой, которая и определяла тяжесть состояния.

     Таким образом четкое взаимодействие медицинских служб города Ессентуки (СМП, стационара и поликлиники), системы оповещения, как непосредственно между СМП, так и через службу спасения «01» позволило быстро мобилизовать на месте взрыва машины СМП соседних городов – Пятигорска, Кисловодска и Предгорного района. Постоянная готовность служб СМП городов КМВ оказанию помощи в чрезвычайной ситуации (наличие резерва на станции города Ессентуки на 100 пострадавших, который немедленно пополняется при его использование, теоретическая подготовка персонала с анализом ошибок при оказании медицинской помощи в предыдущих терактах, проводимые совместные конференции стационаров и СМП городов КМВ по вопросам оказания помощи при ЧС, наличие в диспетчерской службе плана действия и оповещения при ЧС с обязательным привлечением, при необходимости, свободного от работы персонала, высокий уровень организации приема больных МУЗ ЦГБ, особенно в вопросах сортировки, развертыванием операционных и перепрофилирования отделений больницы, оказание медперсоналом поликлиники оперативной помощи на месте взрыва перед транспортировкой больных, способствовало четкой работе СМП, позволившее принять в стационары более 100 больных, большинство которых находилось в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, организации поликлинической службой диагностического обследования и неотложной помощи, что способствовало отсрочке поступления большого количества пострадавших в стационар и разгрузке СМП.

     При этом вновь обращаем внимание на слабые места при оказании помощи при ЧС, что имело место и при оказании помощи во время наводнения и терактах: недостаточно четко скоординированные совместные действия ОВД, службы спасения и ЧС с медицинской службой. Это приводит к запоздалому оцеплению места происшествия и созданию коридора на дорогах для эвакуации больных и отсутствию сортировочных площадок. Несогласованные действия вынуждают службу СМП работать в очаге ЧС по выносу пострадавших, что значительно снижает возможности сортировки пострадавших, а значит и качество оказания неотложной помощи и противоречит положениям оказания помощи при ЧС, недостаточное финансирование службы СМП на случай ЧС, что особенно актуально в настоящее, угрожающее по терактам время (приобретение шин, сумок, перевязочного материала, салфеток «Активтекс»), пополнение запасов после ЧС осуществляется за счет средств СМП; несвоевременное обновление службы СМП санитарным автотранспортом; недостаточное финансирование на приобретение запчастей при наличии изношенного санитарного транспорта, снижение количества бригад ниже нормативов (Приказ МЗ РФ № 100 от 26.03.99г.).

     Анализируя вышесказанное предлагается:

1. Провести совместное совещание руководителей ОВД, ЧС, службы спасения КМВ с обязательным присутствием службы СМП для анализа действий по ликвидации последствий взрыва на железной дороге города Ессентуки и корректировки плана совместных действий в очаге поражения.

2. Провести по линии ЧС Ставропольского края проверку состояния службы СМП на предмет возможности оказания помощи при ЧС.
3. Провести дополнительное целевое финансирование службы СМП Ставропольского края по линии МЧС (укладки, шины, мягкие носилки, капельницы, перевязочный материал, растворы, медикаменты и т.д.).

4. МЗ Ставропольского края обратить внимание на оснащение службы СМП санитарным автотранспортом и запчастями, согласно Решения №12 Коллегии МЗ Ставропольского края от 24 августа 2000г. «О совершенствовании организации службы СМП населению РФ», которое практически не выполняется.

5. Привести в соответствие на СМП количество бригад согласно нормативов.

     Наши предложения в настоящее время весьма актуальны в условиях постоянной угрозы терактов, ЧС техногенного и природного происхождения.