Вы здесь

Практика построения и внедрения систем электронной истории болезни

_Title Практика построения и внедрения систем электронной истории болезни
_Author
_Keywords

Аннотация
Целью внедрения системы Электронной Истории Болезни (ЭИБ) в деятельность ЛПУ является повышение информационной прозрачности ЛПУ как для внутреннего потребления (потребителем информации является Главврач и руководители служб ЛПУ) так и для внешнего потребления (потребителем являются вышестоящие управления здравоохранения, органы статистики и иные проверяющие и контролирующие организации). При этом под информационной прозрачностью понимают Финансовую прозрачность, Статистическую прозрачность и Медико-технологическую прозрачность.
Побочной-второстепенной целью внедрения системы ЭИБ является сокращение трудозатрат на ведение отчетности ЛПУ (медицинской, ОМС-ной, статистической, финансовой).

Для того, чтобы внедрение и эксплуатация ЭИБ была успешной, система должна удовлетворять ряду требований:
- модульность
- автономная жизнеспособность модуля
- автономная рентабельность для локального пользователя
- повторное использование один раз введенной информации
- перенастраиваемость под новые отчетные формы
- открытость для интеграции с иными системами

На практике выполнение этих требований означает, что система должна как минимум охватывать формирование ОМС отчетности и Статистической отчетности, для чего она должна содержать:
- реестр пациентов и титульных листов амбулаторных карт и историй болезни
- учет ОМС услуг
- учет движения пациентов по отделениям ЛПУ
- учет источников финансирования для оказанных пациенту услуг
- средства вывода ОМС и Статистической отчетности

Этот набор функций образует минимальную (базовую) конфигурацию системы. Поверх этого в систему могут добавляться дополнительные возможности:
- автоматизация КДЛ
- автоматизация Рентген кабинета
- автоматизация УЗИ кабинета
- ведение электронной истории болезни и автоматизированное формирование выписных эпикризов
- автоматизированное составление протокола операции
- расчет сумм и формирование счетов на внеОМС-ные услуги

Кроме этого возможен ещё и третий уровень функций системы
- автоматический учет наработки врачей и начисление зарплат
- анализ материально-финансовых потоков внутри ЛПУ и их оптимизация (финансовый и технологический консалтинг)

Большая система запускается в эксплуатацию не одномоментно, а поэтапно. При этом должна соблюдаться определенная последовательность, например, бесполезно обучать статистика правилам формирования отчетности, если регистратура ещё не научилась вводить карты. Последовательность должна быть следующей:
- сервер системы
- регистратура
- приемный покой
- ввод ОМС услуг
- учет движения пациентов по отделениям
- ежемесячное формирование ОМС отчетности
- автоматизация иных служб
- автоматизация статистики

Главный принцип в последовательности: рабочее место следует запускать в эксплуатацию после того, как в системе будет накоплена информация, необходимая для начала работы этого места.

Исключение из правила составляют Главврач и Начмед ЛПУ. Их автоматизировать следует сразу и в полном объеме, с тем, чтобы они со своих рабочих мест могли отслеживать появление в системе новой информации и оказывать организационно-административную поддержку процессу внедрения системы.