_Title Психофизиологическая регуляция как решение проблемы социальной адаптации и интеллектуальной успешности школьников, использующих при обучении компьютерную технику
_Author
_Keywords
Баскакова Г.Н., Кафедра общей физиологии, НИИ физиологии им. А.А. Ухтомского Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт - Петербург
Компьютерная грамотность способствует развитию невербального интеллекта, что повышает познавательную мотивацию, адекватную самооценку и уровень притязаний. При поддержке со стороны окружающих школьник постепенно преодолевает возникающие перед ним проблемы. Тем самым снижается степень дезадаптации и расширяются адаптационные механизмы, а в процессе обучения формируются навыки вербального интеллекта и социальной адаптации. Но работа с компьютером наряду с положительными имеет и негативные последствия, которые возможно преодолеть, при использовании нетрадиционных методов воздействия, разработанные лабораторией структурно-функциональных адаптаций НИИ физиологии им А.А. Ухтомского СПбГУ. По данным московских (33,8%) и Санкт-Петербургских (от 30 до 32%) школ, большой процент неуспевающих учащихся составляют дети с вербальными интеллектуальными недостатками. Обычно это дети из неблагополучных семей, с социально-педагогической запущенностью. Главный пробел в их воспитании состоит в том, что они имели мало стимулов для интеллектуального развития, в первую очередь у них страдало формирование познавательной сферы. Плохая речь, незнание многих вещей — все это вызывает отрицательное отношение к подобным учащимся со стороны учителя и одноклассников. Низкий социальный статус, выступающий в качестве вторичного дефекта, становится у таких учащихся основой их школьной дезадаптации.
Отклонения в развитии учащегося, формирующиеся в результате школьной дезадаптации, определяются той вредностью, которая существовала на протяжении дошкольного периода детства. Дети с биологическим неблагополучием при нарушении процесса взаимодействия с окружающей средой, в частности, со школой, прежде всего, рискуют своим здоровьем. Школьники с социальным неблагополучием составляют группу риска в формировании негативных личностных качеств и асоциальной направленности (подобная отрицательная динамика наблюдалась у 76% детей с нарушениями вербального интеллекта, обусловленными социально-педагогической запущенностью).
Школьники с отрицательными личностными качествами попадают в самое неблагоприятное положение, из-за невозможности наладить взаимоотношения с окружающими. Учащиеся с инфантильными чертами личности отличаются робостью, замкнутостью и нередко становятся “изолированными”. Школьники с завышенной самооценкой, желая быть в центре внимания, занять лидирующие позиции, постоянно конфликтуют со сверстниками и чаще всего попадают в группу “отвергаемых”. Неудовлетворенность своим положением приводит у таких учащихся к возникновению агрессивных форм поведения, снижению их учебной мотивации, становится основой их школьной дезадаптации.
Исследование показало, что дезадаптированным школьник становится в том случае, когда любые затруднения воспринимаются им как несостоятельность собственной личности. Свое положение он осознает через отношение к нему других людей и в первую очередь тех, с чьим именем он считается. Сначала это родители, затем учитель и одноклассник, а позже та референтная малая группа, в которую он входит.
Педагогу, формирующему доминанту личности, необходимо учитывать иерархию ценностей (истинных и псевдоценностей). Изменения иерархии личностных ценностей зависят от:
• истинная иерархия, т.е. самооценка и оценка окружающих равны,
• заниженная, самооценка ниже чем оценка окружающих,
• “звездная”, самооценка выше чем оценка окружающих,
• искусственное занижение окружающими истинных ценностей личности у учащегося,
• искусственное завышение окружающими псевдоценностных проявлений личности.
Дезадаптация в разные возрастные периоды имеет различный причинно-следственный характер: доминанта цели (отсутствие или присутствие), ориентация социальной среды и т.д. Применение компьютерной техники в обучении является дополнительным фактором риска, усугубляющим состояние в ту или иную сторону.
Нами предложено для коррекции негативных состояний многочисленные варианты психофизиологических и нетрадиционных воздействий, а именно аутокоррекция (формирование доминантных установок), альгоаэровоздействие (ААВ), аутогипоксическое воздействие (АГВ), гидрокриогенное воздействие (ГКВ). Указанные методы предлагались в качестве коррекционного воздействия после напряженной работы на компьютере.
Оценка функционального состояния до и после корректирующего воздействия проводилась с использованием отработанного комплекса методик, включающего вариационную пульсометрию, критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ), тесты Люшера, Спилбергера-Ханина, Айзенка. Измерение теппинг-теста и времени реакции, а также определение КЧСМ по модифицированной методики, разработанной Л.П. Павловой производились с помощью прибора ДК-ОКО-IV. Комплексная оценка функционального состояния осуществлялась до и после корректирующего воздействия у учащихся школ, гимназий, колледжей Санкт-Петербурга в возрасте 15-17 лет после занятий с компьютерной техникой. Испытуемые имели в анамнезе социальную дезадаптацию и интеллектуальную неуспешность и нуждались, по нашему мнению, в коррекции состояния нетрадиционными методами воздействия.
Результаты указывают на улучшение индексов вариационной пульсометрии: урежение пульса - успокоение, снижение психоэмоционального перенапряжения, уменьшение функциональных экстрасистол - снижение перебоев сердечного ритма невротического характера, уменьшение дисперсии межпульсовых интервалов - нормализация работы сердца, уменьшение отклонения от нормального гауссового распределения интервалов за 30 с - стабилизация сердечной функции, повышение вегетативного индекса симпатико-парасимпатического баланса - эмоциональный подъем - "легкое сердце", усиление напряжения центрально-нервной регуляции сердца - психическая сохранность, “просветление”, целеустремленность, аттрактивно - пассионарная энергетичность. На основании проведенных исследований мы можем рекомендовать применение указанных методов для коррекции утомления при работе на компьютере у школьников.
“Человеку будущего” (нынешним школьникам, студентам) необходимо помнить о рациональном для своего здоровья использованием технических средств обучения, находя рекреационные экологические ниши во взаимодействии с природными факторами: воды (ГКВ), воздуха (АГВ) и использование водорослей (ААВ), особенно в городских условиях. Педагогическая деятельность, прогнозируя сознание человека XXI века должна быть направлена на гармонизацию всех функций организма и формировать у учащихся установку на экологическое мышление c дальнейшим переходом в состояние коэволюции и ноосферное будущее и тогда взаимоотношения между людьми останутся на уровне истинного социума, а не ориентированным на псевдоценности, что сохранит социальное здоровье и интеллектуальную успешность каждого “человека будущего”.