Вы здесь

Создание районных и межрайонных центров СМП- один из путей повышения качества оказания скорой медицинской помощи населению

_Title Создание районных и межрайонных центров СМП- один из путей повышения качества оказания скорой медицинской помощи населению
_Author
_Keywords


 

 

 

 

 

А.И. Нихоношин, заслуженный врач РФ,
главный врач станции СМП г. Сатка Челябинской обл.

 

СМП в районе до 2002 года оказывалась Саткинской станцией и двумя отделениями в г. Бакале и п. Межевой. За период с 1992 – 2002 гг. в Саткинском районе неуклонно увеличивалась обращаемость сельского населения района за СМП и в 2004 году она составила 115,4 на 1000 населения. При этом вызова по перевозкам больных, то есть предварительно обслуженных медицинскими работниками ФАПов составляли 15%, а остальные – 85% поступали от самих больных во время отсутствия работников ФАПов. При этом увеличилось количество обращений в часы работы ФАПов и амбулаторий с 36.1% до 38,6%, число внезапных заболеваний с 23,7% до 63,8% , (то есть к тем больным, которым помощь должна быть оказана еще до приезда СМП), количество вызовов к детям на 8,9%, несчастных случаев на 2,4%.



Для повышения качества оказания СМП сельскому населению района в нашем районе Постановлением Главы № 24 от 16.01.2002 года проведена централизация службы СМП на базе существующей городской станции с передачей их материальных и кадровых ресурсов отделений при больницах.

Это позволило: создать целостную организацию и единый коллектив; выработать единую систему подхода и тактику при оказании СМП на догоспитальном этапе; укрепить материально-техническую базу образованных подстанций (подстанция г. Бакала переведена в новое помещение; с преобразованием подстанция п. Межевой радиофицирована, все новые подстанции оснащены необходимым оборудованием, электрокардиографами и т.п.); появилась возможность повышения квалификации сотрудников путем проведения выездного сертификационного цикла; снизить количество, выполняемых отделениями несвойственных скорой функций; укрепить статистику и преемственность в работе поликлиник и стационаров; выработать единую стратегию службы; разработать Положение «О системе организации скорой медицинской помощи в районе»; снизить досуточную летальность с 17% до 5,5%; повысить качество оказываемой помощи при сохранении ее объемов, невзирая на низкое финансирование (табл.1 и 2).

Таблица 1. Основные результаты работы СМП (в %)








































Показатель


Бакал


2001       2002


Межевой


2001        2002


Сатка


2001    2002


Количество снятых ЭКГ


1,8            9,8 


-                13,7


18,8        23,9


*Смерть в присутствии бригады


-                -


0,1             0,05


-               -


Повторные вызова, связанные с дефектом обслуживания


20,6            2,7


5,7               2,3


-                      -


Расхождения диагнозов СМП и стационаров


6,7              1,8


7,4               2,9


3,5                2,1


Опоздания на экстренные вызова


 


2,8                1,8


-                   -


0,9                0,3


Отказы в госпитализации в связи с необоснованной доставкой


 больного в стационар


4,4                0,8


17,7            8,8


4,0                1,2


*п. Межевой обслуживает в основном сельское население и бригады не были оснащены всем необходимым и меньше всего подготовлены к  оказанию экстренной медицинской помощи в сложных ситуациях.

 Таблица 2 Финансирование службы СМП.
























































































Годы


Общая сумма бюджета, тыс. руб


Ср. стоимость вызова (руб.)


В т.ч. зарплата и начисления, тыс. руб.


Доля зарплаты платы и начислений, %


1992


19289


482


7188


37,3


1993


146636


3,666


61135


41,7


1994


516000


12,900


333600


64,7


1995


1235,0


31


771,2


62,4


1996


1870,6


47


1376,1


73,6


1997


2255,6


56


1462,5


64,8


1998


1999,6


50


1459,9


73,0


1999


2556,4


64


1933,9


75,6


2000


4076,3


102


2984,4


73,2


2001


4628,8


106


3414,8


84,3


2002


6811


170


6628


97,3


2003


9026


225


8493


94,1


2004


12755


303,69


11016


86,3



По разработанным специалистами МЗ формулам подсчета стоимости 1 вызова по медико-экономическим стандартам, по 5 группам сложности наш бюджет должен быть 75 миллионов рублей при средней стоимости 1 вызова в 3694 рублей. На сегодняшний день вызов стоит 317,5 рубля, вместо 588,0 рублей, определенной Постановлением Губернатора, а обеспечение бригад медикаментами – 6 рублей на 1 вызов. Таким образом бюджет СМП по Программе государственных гарантий должен быть равен 23,5 миллиона рублей (40.000 выездов Х 588,0 рублей).
 
Итак, недофинансирование СМП по Программе государственных гарантий составляет 50%, а по медико-экономическим стандартам – 80%. И о каком развитии станции можно говорить, если в планируемом бюджете ФОТ с начислениями составляет 97,3%?.
 
Бюджетное недофинансирование станция компенсирует за счет платных услуг, сумма которых составляет ≈ 2 миллона рублей в год или 25% планируемого бюджета. Эти средства, заработанные в основном стоматологической службой, идут в основном на оплату ГСМ, медикаментов, связи, запасных частей к санитарным автомобилям, коммунальных услуг, ремонты зданий, командировочные расходы, периодические издания, хозяйственные расходы и очень мало идет на оплату труда. Поэтому централизация СМП предполагает выделение ее расходов в бюджете района отдельной строкой, что позволит обратить внимание руководителей района и области на низкое финансирование службы и обосновать методику расчета потребностей населения в СМП, которая основана на утвержденной Губернатором Программе государственных гарантий. Учитывая, что лекарства очень дорогие, а прожиточный минимум нашего населения низкий, а СМП бесплатна и доступна, обращаемость на нее будет возрастать или сохранится на средней цифре за 10 лет (40.000 выездов в год). А если учесть формирование и становление врача общей практики в районе, работа которого будет неразрывно связана со службой СМП, то количество вызовов еще более возрастет, несмотря на тенденцию снижения естественного прироста населения.
 
Таким образом: централизация службы СМП позволила: ликвидировать разрыв при оказании неотложной помощи городскому и сельскому населению; улучшить материально техническую базу новых подстанций; приблизить специализированную СМП жителям сельских районов; разгрузить руководителей ЛПУ (больниц, где были отделения) от дополнительной нагрузки; создать и сплотить новый коллектив сотрудников; привлечь дополнительных инвесторов (БРУ); сэкономить средства от выполняемой отделениями несвойственной скорой функций, а их выполнение позволила поставить на договорную основу; создать региональный филиал ННПОСМП; улучшить имидж СМП в глазах всего населения района; впервые разработать организационную технологию формирования системы оказания СМП в муниципальном образовании – при крайне низком финансировании службы.
 
Данная модель базируется на реализации предложенного принципа: «Целесообразности  и единого подхода в оказании СМП на всех этапах под руководством единого административно-методического центра».  Благодаря реализации данной модели достигнута общедоступность современных стандартов оказания как квалифицированной, так и специализированной СМП всему населения района. Простота, воспроизводимость и экономическая целесообразность модели определила возможность ее тиражирования в другие районы Челябинской области и РФ. А при создании районных (впоследствии и межрайонных)  центров скорой  и неотложной медицинской помощи  на базе существующих самостоятельных станций и возможной передачей им в административное подчинение ФАПов весь догоспитальный этап оказания скорой и неотложной медицинской помощи,  сосредоточится в одних руках. Появится одно юридическое лицо (а не семь), которое будет отвечать за всю помощь на догоспитальном этапе.

Эффект реализации этой идеи будет в 10 раз выше при  полноценном финансировании скорой и ФАПов в соответствии с Программой государственных гарантий, рассчитанной на основе методики, предложенной МЗ РФ.