_Title Создание районных и межрайонных центров СМП- один из путей повышения качества оказания скорой медицинской помощи населению
_Author
_Keywords
А.И. Нихоношин, заслуженный врач РФ,
главный врач станции СМП г. Сатка Челябинской обл.
СМП в районе до 2002 года оказывалась Саткинской станцией и двумя отделениями в г. Бакале и п. Межевой. За период с 1992 – 2002 гг. в Саткинском районе неуклонно увеличивалась обращаемость сельского населения района за СМП и в 2004 году она составила 115,4 на 1000 населения. При этом вызова по перевозкам больных, то есть предварительно обслуженных медицинскими работниками ФАПов составляли 15%, а остальные – 85% поступали от самих больных во время отсутствия работников ФАПов. При этом увеличилось количество обращений в часы работы ФАПов и амбулаторий с 36.1% до 38,6%, число внезапных заболеваний с 23,7% до 63,8% , (то есть к тем больным, которым помощь должна быть оказана еще до приезда СМП), количество вызовов к детям на 8,9%, несчастных случаев на 2,4%.
Для повышения качества оказания СМП сельскому населению района в нашем районе Постановлением Главы № 24 от 16.01.2002 года проведена централизация службы СМП на базе существующей городской станции с передачей их материальных и кадровых ресурсов отделений при больницах.
Это позволило: создать целостную организацию и единый коллектив; выработать единую систему подхода и тактику при оказании СМП на догоспитальном этапе; укрепить материально-техническую базу образованных подстанций (подстанция г. Бакала переведена в новое помещение; с преобразованием подстанция п. Межевой радиофицирована, все новые подстанции оснащены необходимым оборудованием, электрокардиографами и т.п.); появилась возможность повышения квалификации сотрудников путем проведения выездного сертификационного цикла; снизить количество, выполняемых отделениями несвойственных скорой функций; укрепить статистику и преемственность в работе поликлиник и стационаров; выработать единую стратегию службы; разработать Положение «О системе организации скорой медицинской помощи в районе»; снизить досуточную летальность с 17% до 5,5%; повысить качество оказываемой помощи при сохранении ее объемов, невзирая на низкое финансирование (табл.1 и 2).
Таблица 1. Основные результаты работы СМП (в %)
Показатель | Бакал 2001 2002 | Межевой 2001 2002 | 2001 2002 |
Количество снятых ЭКГ | 1,8 9,8 | - 13,7 | 18,8 23,9 |
*Смерть в присутствии бригады | - - | 0,1 0,05 | - - |
Повторные вызова, связанные с дефектом обслуживания | 20,6 2,7 | 5,7 2,3 | - - |
Расхождения диагнозов СМП и стационаров | 6,7 1,8 | 7,4 2,9 | 3,5 2,1 |
Опоздания на экстренные вызова | 2,8 1,8 | - - | 0,9 0,3 |
Отказы в госпитализации в связи с необоснованной доставкойбольного в стационар | 4,4 0,8 | 17,7 8,8 | 4,0 1,2 |
*п. Межевой обслуживает в основном сельское население и бригады не были оснащены всем необходимым и меньше всего подготовлены к оказанию экстренной медицинской помощи в сложных ситуациях.
Таблица 2 Финансирование службы СМП.
Годы | Общая сумма бюджета, тыс. руб | Ср. стоимость вызова (руб.) | В т.ч. зарплата и начисления, тыс. руб. | Доля зарплаты платы и начислений, % |
1992 | 19289 | 482 | 7188 | 37,3 |
1993 | 146636 | 3,666 | 61135 | 41,7 |
1994 | 516000 | 12,900 | 333600 | 64,7 |
1995 | 1235,0 | 31 | 771,2 | 62,4 |
1996 | 1870,6 | 47 | 1376,1 | 73,6 |
1997 | 2255,6 | 56 | 1462,5 | 64,8 |
1998 | 1999,6 | 50 | 1459,9 | 73,0 |
1999 | 2556,4 | 64 | 1933,9 | 75,6 |
2000 | 4076,3 | 102 | 2984,4 | 73,2 |
2001 | 4628,8 | 106 | 3414,8 | 84,3 |
2002 | 6811 | 170 | 6628 | 97,3 |
2003 | 9026 | 225 | 8493 | 94,1 |
2004 | 12755 | 303,69 | 11016 | 86,3 |
По разработанным специалистами МЗ формулам подсчета стоимости 1 вызова по медико-экономическим стандартам, по 5 группам сложности наш бюджет должен быть 75 миллионов рублей при средней стоимости 1 вызова в 3694 рублей. На сегодняшний день вызов стоит 317,5 рубля, вместо 588,0 рублей, определенной Постановлением Губернатора, а обеспечение бригад медикаментами – 6 рублей на 1 вызов. Таким образом бюджет СМП по Программе государственных гарантий должен быть равен 23,5 миллиона рублей (40.000 выездов Х 588,0 рублей).
Итак, недофинансирование СМП по Программе государственных гарантий составляет 50%, а по медико-экономическим стандартам – 80%. И о каком развитии станции можно говорить, если в планируемом бюджете ФОТ с начислениями составляет 97,3%?.
Бюджетное недофинансирование станция компенсирует за счет платных услуг, сумма которых составляет ≈ 2 миллона рублей в год или 25% планируемого бюджета. Эти средства, заработанные в основном стоматологической службой, идут в основном на оплату ГСМ, медикаментов, связи, запасных частей к санитарным автомобилям, коммунальных услуг, ремонты зданий, командировочные расходы, периодические издания, хозяйственные расходы и очень мало идет на оплату труда. Поэтому централизация СМП предполагает выделение ее расходов в бюджете района отдельной строкой, что позволит обратить внимание руководителей района и области на низкое финансирование службы и обосновать методику расчета потребностей населения в СМП, которая основана на утвержденной Губернатором Программе государственных гарантий. Учитывая, что лекарства очень дорогие, а прожиточный минимум нашего населения низкий, а СМП бесплатна и доступна, обращаемость на нее будет возрастать или сохранится на средней цифре за 10 лет (40.000 выездов в год). А если учесть формирование и становление врача общей практики в районе, работа которого будет неразрывно связана со службой СМП, то количество вызовов еще более возрастет, несмотря на тенденцию снижения естественного прироста населения.
Таким образом: централизация службы СМП позволила: ликвидировать разрыв при оказании неотложной помощи городскому и сельскому населению; улучшить материально техническую базу новых подстанций; приблизить специализированную СМП жителям сельских районов; разгрузить руководителей ЛПУ (больниц, где были отделения) от дополнительной нагрузки; создать и сплотить новый коллектив сотрудников; привлечь дополнительных инвесторов (БРУ); сэкономить средства от выполняемой отделениями несвойственной скорой функций, а их выполнение позволила поставить на договорную основу; создать региональный филиал ННПОСМП; улучшить имидж СМП в глазах всего населения района; впервые разработать организационную технологию формирования системы оказания СМП в муниципальном образовании – при крайне низком финансировании службы.
Данная модель базируется на реализации предложенного принципа: «Целесообразности и единого подхода в оказании СМП на всех этапах под руководством единого административно-методического центра». Благодаря реализации данной модели достигнута общедоступность современных стандартов оказания как квалифицированной, так и специализированной СМП всему населения района. Простота, воспроизводимость и экономическая целесообразность модели определила возможность ее тиражирования в другие районы Челябинской области и РФ. А при создании районных (впоследствии и межрайонных) центров скорой и неотложной медицинской помощи на базе существующих самостоятельных станций и возможной передачей им в административное подчинение ФАПов весь догоспитальный этап оказания скорой и неотложной медицинской помощи, сосредоточится в одних руках. Появится одно юридическое лицо (а не семь), которое будет отвечать за всю помощь на догоспитальном этапе.
Эффект реализации этой идеи будет в 10 раз выше при полноценном финансировании скорой и ФАПов в соответствии с Программой государственных гарантий, рассчитанной на основе методики, предложенной МЗ РФ.