Вы здесь

Стандартизация и информационная совместимость медицинских компьютерных систем основные проблемы

_Title Стандартизация и информационная совместимость медицинских компьютерных систем основные проблемы
_Author
_Keywords

Аннотация. В докладе анализируются причины, почему компьютеризация отечественной медицины движется крайне низкими темпами. Предлагается ряд конкретных мер по стандартизации и информационной совместимости медицинских компьютерных систем.

Для медицинских учреждений, внедряющих компьютерные системы, принципиально важно, чтобы компьютерные системы, связанные с обследованиями пациентов, могли быть "привязаны" к уже существующим регистрам пациентов (в частности, к регистрам пациентов, создаваемых системой ОМС). С другой стороны ориентация на комплексность обследования пациентов предполагает создание "цепочек" технологически и информационно взаимосвязанных систем.
Одна из основных причин, сдерживающих развитие компьютеризации медицины – отсутствие стандартизации и информационной совместимости разработанных систем. Наличие полусотни вариантов компьютерных регистратур является не столько свидетельством разнообразия этого класса задач, сколько результатом бесконечного и ничем неоправданного дублирования и отсутствия цивилизованного рынка.

Почему это происходит?
1. Отсутствует государственная политика в сфере медицинских информационных технологий (МИТ). Обилие совещаний, конференций проч., проводимых по единому сценарию и игнорирующих реальные проблемы, не приводит ни к каким практическим результатам. При этом надо учитывать, что отсутствие стандартизации создает условие для существования сотен кормушек для чиновников и фирм за ними стоящих. Можно до бесконечности «откачивать» средства на разработку того, что уже существует в десятках вариантах.
2. Отсутствует конкурентная среда. Отсутствует систематизированная информация о существующих системах, их сравнительных характеристиках, специфике использования и т.д.

Решение этих проблем, а в конечном счете – создание единого информационного пространства, должно и может взять на себя профессиональное сообщество (естественно, при участии всех заинтересованных сторон), и в частности - Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий (www.armit.ru), созданная в 2001 году.

Что конкретно делается и может делаться уже сейчас, причем без значительных финансовых затрат?

1. Выпуск каталога "Медицинские информационные технологии" (издается с 2000 года). В последний выпуск вошла информация о 400 отечественных фирмах-разработчиках, 800 программных средствах медицинского назначения, аппаратно-программных комплексах, базах данных и др.
2. Разработка технологий информационной совместимости компьютерных систем. Взаимодействие с системой ОМС, с его развитой информационной инфраструктурой (54 тыс. компьютеров по данным Минздрава РФ).
3. Создание на базе «продвинутых» медицинских учреждений центров медицинских информационных технологий – полигонов для разработки и тестирования систем, маркетинговых центров, центров обучения.
4. Создание в рамках Ассоциации рабочей группы, состоящей из профессионалов, способных предложить и реализовать конкретную программу действий.
5. Проведение конференции с участием всех заинтересованных сторон, посвященной различным аспектам проблемы и разработке «правил игры» на данном сегменте рынка.

Для того, чтобы все происходящее в этой сфере доходило до разработчиков и пользователей создан и будет развиваться Интернет-портал, охватывающий все основные аспекты разработки, маркетинга, внедрения, эксплуатации медицинских информационных технологий. Портал будет включать следующие разделы:
- Новости. События. Информация обо всех важных событиях в мире МИТ.
- Выставки. Конференции, Симпозиумы. Информация обо всех проводимых мероприятиях с необходимыми комментариями.
- Интернет-версия каталога «Медицинские информационные технологии».
- Нормативные документы. Информация о федеральных, региональных, отраслевых и прочих нормативных документов, регламентирующих вопросы разработки, сертификации, использования МИТ
- Кто есть кто. Информация о организациях и конкретных лицах, официально отвечающих за информатизацию медицины на различных уровнях: федеральная и региональная власть, законодательная власть, система ОМС, РАМН и др.
- Сертификация. Нормативные документы, кто осуществляет, сколько стоит, нужна ли и т.д.
- Стандартизация. Банк классификаторов, кодификаторов, справочников и других «общеупотребительных» программных модулей с указанием, кто отвечает за их актуализацию, где их можно получить, «скачать» и т.д. Нормативные документы по этим вопросам.
- Информационная совместимость. Предложения рабочей группы по обеспечению стандартизации и информационной совместимости медицинских компьютерных систем. Примеры конкретных решений. Публикация списков полей баз данных, обеспечивающих возможность информационного взаимодействия различных систем и их интеграции в крупные комплексы.
- Экономика. Экономические аспекты использования МИТ: реальная стоимость, рентабельность, окупаемость и проч.
- Консалтинг. Предложения и рекомендации Ассоциации по выбору МИТ для конкретных медицинских учреждений с учетом их специфики, финансовых и прочих возможностей. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Разъяснение руководителям и специалистам ЛПУ, какую практическую пользу дает информационная совместимость приобретаемых ими компьютерных систем.
- Юридический блок. Законодательство. Вопросы интеллектуальной собственности и др.
- Обзоры. Обзоры, подборки материалов по определенной проблематике.
- Биржа труда для фирм и специалистов в области МИТ
- Литература. Информация о изданиях и публикациях (в первую очередь «свежих»), содержащих информацию по МИТ

Вопросы стандартизации и информационной совместимости не станут первоочередными для фирм-разработчиков до тех пор, пока не станет понятно, что:
- цивилизованный рынок МИТ все-таки формируется,
- за наступание на одни и те же грабли платить скоро перестанут.